Учебно-методический комплекс "История экономических учений"

Учебно-методический комплекс "История экономических учений"
Перейти на сайт obuhova-istu.ru

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Тематический план

ТЕМА БЛОКА 1. Особенности экономических воззрений в традиционных обществах

ТЕМА БЛОКА 2. Систематизация экономических знаний, первые теоретические системы

ТЕМА БЛОКА 3. Формирование и эволюция современной экономической мысли: маржиналистская революция, австрийская школа, неоклассическое направление, кейнсианство, монетаризм, институционализм.

ТЕМА БЛОКА 4. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли: особенности развития экономической науки в России

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУРСУ

ОСНОВНЫЕЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙНАУКИ

РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА, АНТИЧНОГО МИРА И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

ЭВОЛЮЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ПЕРИОД ЗАРОЖДЕНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ФОРМИРОВАНИЕОСНОВНЫХНАПРАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

ИСТОРИЯ СОВРЕМЕННЫХ(ПОСЛЕВОЕННЫХ)ЭКОНОМИЧЕСКИХТЕОРИЙ.

ЛИТЕРАТУРА.

Тема блоков

Лекции

Практические

Сам.раб.

Введение

1

-

2

Особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту)

4

2

11

Систематизация экономических знаний, первые теоретические системы (меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия, марксизм).

4

4

16

Формирование и эволюция современной экономической мысли: маржиналистская революция, австрийская школа, неоклассическое направление, кейнсианство, монетаризм, институционализм.

4

6

17

Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли: особенности развития экономической науки в России, научный вклад М.И. Туган-Барановского в понимание экономических циклов, А.В.Чаянова - в изучение крестьянского хозяйства и Н.Д. Кондратьева -в понимание экономической динамики; традиции экономико-математической школы в России и СССР (В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, Г.А. Фельдман, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович).

4

5

18

Итого:

18

18

64

Содержание и организация практических занятий

Перечень тем практических занятий

Тема блока1

Особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту)

1.

Экономические идеи Древнего Рима в трактатах Катона, Варрона, Колумеллы).

(Экономическая мысль средневековья как часть богословия, Экономическая мысль Западной Европы в период раннего и позднего средневековья, взгляды Ф.Аквинского)

Тема блока 2

Систематизация экономических знаний, первые теоретические системы (меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия, марксизм).

2.

Меркантилизм – первая экономическая школа.

Два этапа развития меркантилизма: монетаризм и теория торгового баланса; проблемы позднего меркантилизма в рудах Т.Мена, экономическая программа Кольбера, Вопросы государственного хозяйства А.Монкретьена.

3.

Классическая экономическая школа.

Возникновение классической политэкономии во Франции: П.Буагильбер.

Вклад Ж.Б.Сэя, Т.Р.Мальтуса в развитие экономической теории.

Разработкатеоретических проблем в трудах Н.Сениора, Ф.Бастиа, Г. Кэри.

Тема блока 3

Формирование и эволюция современной экономической мысли: маржиналистская революция, австрийская школа, неоклассическое направление, кейнсианство, монетаризм, институционализм.

4.

Неоклассический этап в экономической теории.

Австрийская школа и ее представители.

Математическая школа.

Американская школа.

Кембриджская школа.

5.

Экономические течения ХХ века.

Социально-правовой инстиутуционализм Коммонса, эмпирико-прогностический У.К.Митчелла

Возникновение неокейнсианских теорий.

Тема блока 4. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли: особенности развития экономической науки в России, научный вклад М.И. Туган-Барановского в понимание экономических циклов, А.В.Чаянова - в изучение крестьянского хозяйства и Н.Д. Кондратьева -в понимание экономической динамики; традиции экономико-математической школы в России и СССР (В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, Г.А. Фельдман, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович).

6.

Экономическая мысль в России.

Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли: особенности развития экономической науки в России.

Экономические взгляды И.Т.Посошкова, М.В.Ломоносова, В.Н.Татищева.

Экономические воззрения ХIХ века(Н.Г.Чернышевский, Н.С.Мордвинов, С.Ю.Витте и др.). Научный вклад М.И. Туган-Барановского в понимание экономических циклов.

Достижения мирового уровня русской экономической наукой в начале ХХ века. Научный вклад А.В.Чаянова в изучение крестьянского хозяйства и Н.Д. Кондратьева в понимание экономической динамики. Традиции экономико-математической школы в России и СССР (В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, Г.А. Фельдман, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович).