Учебно-методический комплекс "История экономических учений"

Учебно-методический комплекс "История экономических учений"
Перейти на сайт obuhova-istu.ru

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Тематический план

ТЕМА БЛОКА 1. Особенности экономических воззрений в традиционных обществах

ТЕМА БЛОКА 2. Систематизация экономических знаний, первые теоретические системы

ТЕМА БЛОКА 3. Формирование и эволюция современной экономической мысли: маржиналистская революция, австрийская школа, неоклассическое направление, кейнсианство, монетаризм, институционализм.

ТЕМА БЛОКА 4. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли: особенности развития экономической науки в России

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУРСУ

ОСНОВНЫЕЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙНАУКИ

РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА, АНТИЧНОГО МИРА И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

ЭВОЛЮЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ПЕРИОД ЗАРОЖДЕНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ФОРМИРОВАНИЕОСНОВНЫХНАПРАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

ИСТОРИЯ СОВРЕМЕННЫХ(ПОСЛЕВОЕННЫХ)ЭКОНОМИЧЕСКИХТЕОРИЙ.

ЛИТЕРАТУРА.

ТЕМА БЛОКА 2
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ, ПЕРВЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ (МЕРКАНТИЛИЗМ, ФИЗИОКРАТЫ, КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ, МАРКСИЗМ).

Цель: Изучить этапы развития и особенности развития экономических идей эпохи меркантилизма, познакомиться с учением «физиократия», рассмотреть предмет классической политической экономии. Изучить развитие классической политической экономии в условиях индустриализации

Вопросы к семинару:
Меркантилизм и школа физиократов — начало самосознания экономической науки
1. Особенности ранних меркантилистских доктрин. Концепция богатства и основ рыночных отношений.
2. Поздний меркантилизм в воззрениях Т. Мена, Дж. Локка,Р. Кантильона, Дж. Ло, И.Б. Кольбера, А. Монкретьена.
3. Экономические идеи меркантилизма в России. А.Л. Ордин-Нащекин, Ю. Крижанич, И. Посошков.
4. Условия формирования и общая характеристика физиократизма.
5. Концепция «естественного порядка»; учение о чистом продукте, производительном и бесплодном труде в работах Ф. Кенэ. «Экономическая таблица» Ф. Кенэ.
6. Трактовка стоимости, капитала, заработной платы и классов в работах А. Тюрго.

Возникновение и развитие классической политической экономии
7. Основные теоретические положения У. Петти. Его трактовка богатства, денег, стоимости, доходов, процента и цены земли.
8. Возникновение «классической школы» во Франции. П. Буагильбер
9. Общая характеристика экономических взглядов А. Смита. Учение о классах, разделении труда, обмене, деньгах, доходах, капитале и его структуре, воспроизводстве, прибыли, ренте.
10. Система политэкономических взглядов Д. Рикардо.
11. Т. Мальтус и его теория народонаселения.
12. Ж-Б Сэй и его «Трактат политической экономии».
13. «Основы политической экономии» Дж. Милля.
14. Теория «воздержания» и «последнего часа» Н. Сениора.
15. Критика идей классической школы в работах Ф. Бастиа.

Методологические принципы политической экономии марксизма
16. «Капитал» К. Маркса: предмет, цель и структура.
17. Накопление капитала и его социально-экономические последствия.
18. Торговый и ссудный капитал. Теория земельной ренты.
19. Теория цикличности экономического развития при капитализме.


Понятия и категории
Торговый баланс; денежный баланс; источник богатства; регулирование внешней торговли; чистый продукт; земельная рента; общественное воспроизводство.
Экономический либерализм; свободная конкуренция; факторы производства; труд; затраты труда; теория стоимости; прибыль; процент на капитал; земельная рента; издержки производства; капитал; «экономический»; «невидимая рента»; потребительная стоимость; меновая стоимость; распределение расходов; классы общества; «железный закон заработной платы»; закон рынков Сэя; трехфакторная модель производства Сэя; закон народонаселения; количественная теория денег; стоимость; цена; основной и оборотный капитал; доход и его источники.
Стадии экономического развития; исторический метод; принцип историзма; хозяйственный критерий.
Капитал; постоянный и переменный капитал; кругооборот капитала; формы капитала; прибавочная стоимость; норма прибавочной стоимости; товар; потребительская и меновая стоимость; конкретный и абстрактный труд; норма прибыли; воспроизводство простое и расширенное; средняя норма прибыли; абсолютная и дифференциальная рента; экономические циклы; накопление капитала; распределение доходов.

Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что такое меркантилизм? Какие исторические предпосылки обусловили его возникновение?
2. Раскройте суть концепции национального богатства и путей его приумножения в воззрениях ранних и поздних меркантилистов.
3. В чем сущность порчи национальной монеты и к каким последствиям она может привести экономику страны?
4. Сравните трактовки денег и их функций в периоды раннего и позднего меркантилизма.
5. Изложите исторические особенности меркантилизма в Англии и во Франции.
6. Обрисуйте кратко существо взглядов представителей школы физиократов.
7. В чем смысл и значение «Экономической таблицы» Ф. Кенэ?
8. По мнению меркантилистов, положительный торговый баланс способствует умножению богатства нации. Насколько справедливо данное утверждение?
9. Что предлагал И.Т. Посошков в «Книге о скудости и богатстве»?
10. Каковы социально-экономические предпосылки зарождения классической политической экономии?
11. В чем преимущества и недостатки предмета изучения и методологии экономического анализа классической политической экономии по сравнению с меркантилизмом? Объясните, почему нельзя рассматривать источник национального богатства либо в сфере обращения, либо в сфере производства.
12. Выделите критерии периодизации этапов эволюции «классической школы». Приведите аргументы К. Маркса о времени завершения «буржуазной классической политической экономии».
13. В чем сущность общих признаков классической политической экономии? Почему «классики» недооценивали принцип «деньги имеют значение» в создании национального богатства и исходили из принципа саморегулируемости и автоматического равновесия экономики?
14. Объясните несостоятельность затратного принципа определения стоимости товаров и услуг «классиками» по трудовой теории или теории издержек производства.
15. Прокомментируйте афоризм У. Петти «Труд есть отец богатства, а земля — его мать».
16. Каковы источники роста богатства в соответствии со взглядами À. Смита, Д. Рикардо?
17. В труде А. Смита можно найти не одну, а несколько концепций стоимости. Обрисуйте эти концепции.
18. Что имел в виду А. Смит, формулируя положение о «невидимой руке»
19. экономических законов?
20. Назовите принципы, которые А. Смит предлагал положить в основу системы налогообложения.
21. По мнению Д. Рикардо, главная задача экономической науки – определить законы, управляющие распределением продукта между основными классами. Как решал Рикардо эту задачу?
22. С именем Д. Рикардо связывают создание теории ренты. Как обосновывает он процесс образования ренты?
23. Сравните принцип относительных издержек Д. Рикардо с принципом абсолютных издержек А. Смита (во внешней торговле).
24. В чем вы видите основную заслугу А. Смита и Д. Рикардо – основоположников классической школы политической экономии?
25. Дж. С. Милль предполагал написать обновленный вариант «Богатства народов». В какой мере удалось ему осуществить замысел?
26. Прокомментируйте проблему, выдвинутую Т. Мальтусом в его известном труде. Как трактуется она в современных условиях?
27. Ж.-Б. Сэй вошел в историю экономической науки как автор факторной теории стоимости. Каковы основные положения этой теории?
28. Какие идеи обосновывал Ф. Лист в книге «Национальная система политической экономии»?
29. Почему представителей исторической школы принято относить к нетрадиционному направлению в экономической науке?
30. Что принял К. Маркс в качестве научных источников для своих социально-экономических исследований?
31. В чем особенности воззрений К. Маркса в теории классов?
32. Как трактует К. Маркс категории «стоимость», «цена производства», «прибавочная стоимость», «производительный труд»?
33. Проанализируйте марксистские понятия «органическая структура капитала», «норма эксплуатации», «всеобщий закон капиталистического накопления».
34. Почему К. Маркс не принимал количественную теорию денег?
35. Раскройте механизм возникновения прибавочной стоимости по К. Марксу.
36. Что понимал К. Маркс под абсолютной рентой?
37. Каковы особенности теории воспроизводства К. Маркса?

Литература
1. Агапова И.И. История экономических учений. М., 1997. Лекция № 3.
2. Бартенев. С.А. Экономические теории и школы. М., 1996. С. 7—9.
3. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. М., 1996. С. 78—90, 137—147.
4. Негиши Т. История экономической теории. М., 1995. С. 48—67.
5. Ядгаров Я.С. История экономических учений. М., 2007.