Учебно-методический комплекс "История экономических учений"

Учебно-методический комплекс "История экономических учений"
Перейти на сайт obuhova-istu.ru

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Тематический план

ТЕМА БЛОКА 1. Особенности экономических воззрений в традиционных обществах

ТЕМА БЛОКА 2. Систематизация экономических знаний, первые теоретические системы

ТЕМА БЛОКА 3. Формирование и эволюция современной экономической мысли: маржиналистская революция, австрийская школа, неоклассическое направление, кейнсианство, монетаризм, институционализм.

ТЕМА БЛОКА 4. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли: особенности развития экономической науки в России

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУРСУ

ОСНОВНЫЕЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙНАУКИ

РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА, АНТИЧНОГО МИРА И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

ЭВОЛЮЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ПЕРИОД ЗАРОЖДЕНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ФОРМИРОВАНИЕОСНОВНЫХНАПРАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

ИСТОРИЯ СОВРЕМЕННЫХ(ПОСЛЕВОЕННЫХ)ЭКОНОМИЧЕСКИХТЕОРИЙ.

ЛИТЕРАТУРА.

Древний Восток

Древний Египет

На протяжении всей истории Древнего Египта (что, впрочем, справедливо в отношении всего Древнего Востока) в центре экономической мысли находились проблемы, связанные с: 1) организацией государственного хозяйства; 2) управлением им; 3) обеспечением государства рабочей силой и средствами производства; 4) обеспечением работников продовольствием; 5) защитой собственности.

Передняя Азия: Хаммурапи

Царь Вавилонии Хаммурапи, царствовал около 2200 лет до Рождества Христова, известен как устроитель государства и законодатель. В 1901 в Сузе найден диоритовый камень с вырезанным сборником законов царя Xаммурапи. Сходство законов Xаммурапи с Моисеевым законодательством сделалось предметом обсуждения в обширной полемической литературе.

«Законы Хаммурапи», предусматривали: 1) высокие морально-этические нормы («если сын ударил отца, ему следует отрубить руку»); 2) неприкосновенность собственности («если человек


украл осла, овцу или раба, он – вор и должен быть казнен»); 3) ответственность за причинение материального ущерба («если по вине строителя рухнул дом, строитель должен возместить хозяину дома имущество, которое погубил»); 4) защиту свободных людей от обращения в рабство (человек, своевременно не вернувший в долг, должен работать на своего кредитора «лишь три года, а потом его следует отпустить на свободу»).

Древняя Индия

До нас дошли трактаты буддистские и брахманистские. Буддизм проповедует отказ от собственности для достижения нирваны как «вершины счастья» и спасения. Рабство – помеха нирване, долговая кабала – страшное горе. В «Законах Ману» - родоначальнике людей экономика рассматривается как сфера деятельности касты вайшья. Идеалом провозглашался экономически независимый хозяин. Еще один источник информации о экономических взглядах древних индийцев «Артхашастра» - трактат о государственном управлении, государственных доходах, повествует, что последние должны состоять из налогов, штрафов, из доходов от торговли, которые отдаются царю за то, что он охраняет страну.

Китай

Конфуций (551 – 479 гг. до н.э.), собств. Кун-фу-цзы, китайский мудрец, основатель государственной религии Китая, родом из нынешней провинции Шаньдун. Из числа приписываемых ему книг, несомненно, принадлежат ему только «Чуньцю» (летопись удела Лу, 722-481). Учение Конфуция, основываясь на естественном стремлении человека к счастью, исключительно занималось вопросами этики и житейского благоразумия. Всеобщее признание учения Конфуция получило только при его учениках (важнейший Мэн-цзы, 371-288). Философское (натуральный дуализм) направление в конфуцианстве началось лишь с конца XI в. после Р. Хр. (Чжоу-цзы, 1017-73; Чжу-цзы, 1130-1200).

Конфуцианство, отождествляя государство с обществом, утверждало, что «государство – одна семья», в которой государь – «сын неба», и одновременно – «отец и мать народа», в силу чего общество должно управляться не природными силами (даосизм), не административно-правовыми (легизм) или утилитарно-экономическими методами (моизм), не административно-правовыми (легизм) или утилитарно-экономическими методами (моизм), а исключительно с помощью морально-этических норм. Правитель должен сокращать свои расходы и заботиться о людях: уменьшать налоги, разделять государственное богатство по справедливости, чтобы правителя не свергли. По Конфуцию, познавший волю неба становится «благородным мужем» (цзюнь цзы), сочетающим духовно-моральные качества с правом на высокий социальный статус, в отличие от «маленького человека», который, руководствуясь выгодой, привязан к конкретному делу

Последователи Конфуция считали, что земледелие главное занятие, поэтому поддержка ремесел и торговли вредна для государства.

Даосизм – одна из распространенных религий Китая (две другие - конфуцианство и буддизм); основателем считается Лао-цзы, живший в VII в. до Р. Хр. и оставивший сочинение: «Дао-дэ-цзинь» или «Книга о пути и добродетели». В Даосизм вошло все, что было отвергнуто рационалистами-конфуцианцами: верования в духов, остатки шаманства, астрология, алхимия, гадание и прочее.

«Дао» - закон, предполагалось, что существует некий закон, которому подчиняется все сущее. Все социальное зло – следствие нарушения этого закона.

Трактат «Мудрец Гуань («Гуань-цзы»), объединивший произведения нескольких авторов (IV-III вв. до н.э.), развил идеи конфуцианства в сочетании с идеей легизма. Специфику трактата составляет общая ориентация на экономическую проблематику: 1) «закон не орудие в руках государя, а стоящая над ним сила, призванная обогащать народ, а не казну», 2) главная цель социально-экономического управления – цзин-чжун: стабилизация хозяйства посредством денежной политики и накопления товаров (баланса «легкого и тяжелого») Трактат рекомендует создать государственные фонды, в которые правитель должен накапливать половину урожая для стабилизации цен на хлеб. Рекомендована нормированная эмиссия денег. К ремеслам выражено так же не особо почтительное отношение, так как в основе источника благ – сельское хозяйство.

Античный мир

Древняя Греция

Термин экономика своим появлением обязан древнегреческим ученым, называвшим экономикой искусство управления домашним хозяйством, в то время рабовладельческим. Вместе с тем древнегреческие ученые вышли за рамки описательной науки, затронув вопросы: 1) расширенного воспроизводства, разделения труда и ценообразования (Ксенофонт), 2) разделения труда и социальных функций (Платон), 3) общественного устройства, основанного на учете интересов всех участников экономических отношений (Аристотель).

Ксенофонт (ок. 430 – 354гг. до н.э.), историк и государственный деятель, являющийся по своим политическим убеждениям сторонником аристократии. Среди множества книг написал «Домострой», где в частности, искал путь преодоления противоречий в рабовладельческом обществе, вызванных способом производства, где рабы – говорящий инструмент. В «Домострое» и «Экономикосе» концептуально определил: 1) рачительного хозяина (таковым, по мнению Ксенофонта, можно считать такого хозяина, который организует в своем хозяйстве выпечку хлеба, изготовление одежды, создание круглогодичных запасов продовольствия и т.д. с целью обеспечения всем необходимым хозяина и его семьи, а также занятых в его хозяйстве рабов); 2) рачительное хозяйство (такое хозяйство, продукция которого: а) покрывает

потребности самого этого хозяйства, б) создает излишек, который может быть направлен на решение общинных (городских), а также государственных проблем).

В «Киропедии» Ксенофонт отмечает значение разделения труда для повышения его производительности («Разумеется, кто проводит время за…ограниченной работой, тот и в состоянии выполнить ее наилучшим образом»). В работах Ксенофонта также были элементы анализа процессов ценообразования: колебания цен ставились им в зависимость от изменений предложения товаров (меди, железа, продовольствия) Вообще же приходит к выводу, что свободные должны управлять, а удел рабов – это труд физический. Он был сторонником натурального хозяйства, как более надежного. Ввел понятие меновой ценности: естественная ценность – потребительская, но для того, кто, например, не умеет играть на флейте, она становится ценностью только тогда, когда он ее продаст. Осуждал ростовщичество.

Платон (427 – 347 гг. до н.э.), знаменитый греческий философ; родился в Афинах, происходил из рода последнего афинского царя Кодра (по линии отца) и из рода законодателя Солона, одного из «семи мудрецов» (по линии матери), что, бесспорно, наложило отпечаток на его мировоззрение. Был учеником Сократа. Платон много написал в виде диалогов Сократа, основное произведение «Государство» и «Законы».

Сущность вещей, он называет идеей. Идеи образуют вечный, чисто духовный мир истинного неизменного бытия. Все идеи объединяются в идее блага.

Находящаяся в теле душа состоит из трех частей: божественной, или разума, и двух низших, одаренных чувствованиями. На тройном делении души основано учение Платона о четырех главных добродетелях: мудрость, мужество, самообладание, соответствующие трем частям души, и справедливость - совершенство души.

Для развития добродетелей необходимое средство - государство, цель которого воспитание граждан в добродетели, ведущей к блаженству. Государство должно быть так организовано, чтобы в нем господствовал разум, что соответствует господству науки или философов; им надлежит устанавливать, по своему разумению, принципы законодательства и управления. Кроме этого правящего класса, в государстве существуют еще два сословия воинов и ремесленников.

Предложил концепцию идеального государства. Государство, которое состоит из богатых и бедных – это по сути два государства – государство бедных и государство богатых. Неравенство вытекает из самой природы людей, поэтому оно непреодолимо. Платон – сторонник регламентации индивидуальной и социальной жизни, установления согласия между ними (диалоги «Законы», «Тимей» и «Критий»). Именно с этой точки зрения в диалогах «Государство» и «Политик» он рассматривает семь типов государственного устройства. Первый (идеальный тип общежития) стоит выше государства и законодательства Платон два считает правильными (монархию, аристократию), а остальные четыре (тимократию, олигархию, демократию и тиранию) - искаженными Установлению согласия, по Платону, способствует разделение труда, создающее преимущества как для общества (товары изготавливаются лучше), так и для личности (люди могут избрать сферу деятельности по своим склонностям). Вместе с тем, усматривая в разделении труда основу распадения общества на сословия, каждый должен получить по способностям, Платон рассматривал дифференциацию социальных функций как сословную, как принцип иерархического строения государства.Делит население на: философов, которые управляют государством; воинов, которые защищают; те кто занимаются хозяйственной деятельностью. Философы и воины не должны иметь собственности, их содержит государство.

Диалог «Законы» является более зрелой работой по сравнению с «Государством», однако и здесь Платон предлагает: 1) запретить ссуды под проценты; 2) запретить покупку товаров в кредит; 3) законодательно регулировать колебания цен; 4) устанавливать экспортные (импортные) квоты, в зависимости от наличия данного товара в стране; 5) гарантировать незыблемость частной собственности.

Школа, основанная Платоном, продолжала существовать после его смерти. Впоследствии эта школа пришла к крайнему скептицизму. Настоящими последователями его были скорее александрийские евреи, как Филон, и отчасти неоплатоники.

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.), величайший греческий философ и естествоиспытатель, имевший огромное влияние на все последующее развитие философской мысли. Род. 384 до н.э. в Стагире в Македонии (отсюда стагирит); с 17 лет ученик Платона. В 343, по желанию Филиппа Македонского, воспитатель его сына Александра; В 331 Аристотель вернулся в Афины и основал в лицее философскую школу, прозванную перипатетической, благодаря привычке учить, расхаживая. Аристотель умер в 322 в Халкиде, на Евбее, куда бежал, будучи обвинен в атеизме.

Аристотель систематизировал все отрасли знания того времени, выдвинул значение наблюдения и опыта и этим положил основание естественно-историческому исследованию природы. Из его многочисленных трудов до нас дошла лишь небольшая часть.

Продолжил сократо-платоновскую аретологическую традицию, однако, в отличие от Платона, с большей ориентированностью на исторически сложившиеся формы социально-политической жизни греков. Так же как и Платон создал проект наилучшего государства. Основа его - средний класс. По мнению Аристотеля, платоновский проект упразднения семьи и частной собственности насилует человеческую природу, в силу чего не реален: генетически семья предшествует сельской общине, сельская община – городской (полису), однако полис (государство) как высшая и всеобъемлющая форма социальной связи, первичен по отношению к семье, Таким образом, идеальное общественное устройство должно осуществляться с учетом заинтересованности и государства, и семьи в «счастливой и прекрасной жизни», при этом «желательный» государственный строй, по Аристотелю, - «правление лучших» (аристократия в изначальном смысле этого слова), осуществляемое в форме политии (сочетания олигархии и демократии). Платоновскую сословную дифференциацию социальных функций Аристотель заменяет возрастной: в молодости граждане идеального полиса выполняют военную функцию, в старости – собственно политическую («совещательную»); физический труд (земледелие, ремесло) и торговля – это удел рабов, иль рабство, по Аристотелю, существует «от природы», и отношения «паб-господин» являются таким же необходимым элементом структуры полиса, как отношения «жена-муж» в семье. По мнению Аристотеля, обоюдная заинтересованность лежит в основе справедливого товарообмена, базирующегося на балансе интересов и осуществляемого по «справедливой цене».

Земля должна принадлежать и государству и частным владельцам. Основными производителями остаются рабы. Но рабы появляются теперь только естественно.

Человек, как существо уже от природы предназначенное к социальной жизни, может развивать свою совершенную деятельность только в общежитии; высшая форма общежития - государство.

Аристотель ввел слово «экономика», как то: искусство получений благ, необходимых для жизни и для государства. Разграничил богатство для потребления и богатство для накопления.

В VIII в. переводится на арабский яз.; арабские и еврейские ученые изучают работы А. и снабжают их комментариями. В таком виде распространяются они в XIII в. между схоластиками Зап. Европы; в XIII и XIV вв.

Осн. соч. Аристотеля: логич. свод «Органон», «Метафизика», «Физика», «О возникновении животных», «О душе», «Этика», «Политика», «Риторика», «Поэтика».

Древний Рим

Рим возник как город в 8 веке до н.э. Римская империя оформилась к 3 веку, охватив все Средиземноморье. Оттого, что в Риме использовалось огромное количество рабов труды римских мыслителей были направлены на то, чтобы определить оптимально правильную конструкцию государства, в которой рабы были главной производящей силой.

Марк Порций Катон (234 – 149 гг. до н.э.) был не только военачальником, но квестором (должностным лицом, ведавшим финансовыми и судебными делами), что не могло не сказаться на содержании основного его произведения (трактат «О земледелии»), в котором Катон изложил принципы:

1)рационального ведения хозяйственной деятельности; 2)отражения в учете движения денежных средств и сельскохозяйственной продукции; 3)организации и управления хозяйством, основанным на труде рабов. Советует очень сурово обращаться с рабами: сеять между ними вражду, а кормить и одевать в зависимости от их поведения и работы. Каждый раб должен получать «урок», т.е. объем работы, с которым ему необходимо справляться.

Братья Тиберий и Гай Гракхи (Gracchi), братья, знаменитые римские политические деятели, вошли в историю как активные реформаторы: земельная реформа Гракхов была направлена на ограничение крупного землевладения одной тысячей югеров пашни (250 га), что способствовало, по их мнению, росту эффективности использования земли (обработка тем же количеством людей меньшего по размерам участка земли способствовала интенсификации сельскохозяйственных работ, росту продуктивности).

1)Тиберий Г. (163-133 до н.э.), избран в трибуны 134, предложил определить высшую норму владения общественной землей и лишние земли разделить безземельным гражданам на условиях наследственной аренды. Был убит вследствие заговора оптиматов. Закон его, однако, вошел в действие.

2) Гай Г. (153-121 до н.э.), трибун 123г. и 122г., провел законы: хлебный, о дешевой продаже хлеба в Риме; дорожный, о проведении в Италии новых дорог; судебный, о включении в списки судей не только сенаторов, но и всадников; военный, об облегчении военной службы для бедняков; о колониях, т.е. об основании земледельческих колоний на юге Италии. В 121г., когда он заведовал устройством колоний, в Риме возникли уличные беспорядки, во время которых он погиб.

Марк Теренций Варрон (116 – 27гг. до н.э.), экономист и писатель, в трактате «О сельском хозяйстве» рассмотрел вопросы организации рабовладельческого хозяйства (преимущественного полеводства). Считал, что доходность хозяйства зависит только от качества почв, иногда от выгодного месторасположения (близко к сбыту).

Различая «орудия говорящие, бессловесные и немые», Варрон высказывает мысли:

1) об эффективности рабочей силы на тех или иных работах; Отмечал, что рабский труд часто низко эффективен.

2) об условиях воспроизводства рабочей силы, допуская появление у рабов семей, потомство которых будет привязано к поместью.

Луций Юний Модерат Колумелла (1в.) написал 12 книг о сельском хозяйстве, в которых предложил систему мер, направленных на перестройку рабовладельческого хозяйства. В одном из самых известных произведений «О сельском хозяйстве», он высказывает мысль о том, что выгодно сдавать землю, особенно удаленную от сбыта в городах, в аренду и нанимать на работу свободных.

Средневековье

Восток

Незыблемость социально-экономического строя (азиатского способа производства, для которого характерны: а) сельская землевладельческая община; б) общественная (государственная или общинная) собственность на землю; в) отсутствие крепостного права способствовала сохранению неизменным (таким же, как и в древности) общего направления экономической мысли средневекового Востока; круг рассматриваемых вопросов практически остался прежним:

1) организация хозяйства и управление им;

2) управление страной;

3) защита собственности;

4) налогообложение населения;

5) обогащение государства.

Решая эти вопросы, как политики, так и ученые стремились обеспечить «нормальное течение воспроизводства, мир и спокойствие в стране».

Арабские страны

Мухаммед(ок.570-632), политический деятель, основатель ислама, почитается как пророк. Выходец из рода Бану-Хашим арабского племени курейшитов. Получив по преданию около 609-610 гг. откровение Аллаха выступил в Мекке с проповедью новой веры. В 622 году вместе с приверженцами был вынужден переселиться в Медину (Ясриб). В 630-631 гг. мусульмане под руководством Мухаммеда подчинили Мекку и значительную часть Аравии. Мухаммед стал главой теократического государства.

В основе его экономического учения, нашедшего отражение в Коране,лежат следующие положения:

1) имущественное и социальное неравенство имеют Божественное происхождение;

2) земля принадлежит Богу, и не каждый может рассчитывать на ее получение или на сохранение за собой земельной собственности;

3) частная собственность неприкосновенна;

4) «на пути Божьем» истинно верующий человек должен оказывать благотворительность, при этом милостыня направляется на помощь всем нуждающимся, в том числе и на выкуп (освобождение) рабов;

5) торговля должна быть честной (т.е. осуществляться с соблюдением мер и весов).

Ибн-Хальдун(Абу Заид Абд ар-Рахман ибн Мухаммед аль-Хад-рами) (1332-1406), арабский историк и философ. В своем основном труде «Китак аль-Ибар» («Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живущих с ними на земле») Ибн-Хальдун изложил свое учение о развитии общества, в котором:

1) выдвинул свою периодизацию историиа) дикость; б) жизнь в сельской местности; в) возникновение городов);

2) рассмотрел понятия необходимого и прибавочного продукта,необходимого и прибавочного труда («если жители какого-то города или области распределяют весь свой продукт соразмерно своим насущным потребностям, то им достаточно небольшой части этого труда; остальная часть труда является избыточной...Благодаря этому они достигают известного богатства»);

3) оставил интересные мысли о товаре, роли рынка, ценообразовании («колебания цен, по мысли Ибн-Хальдуна, зависели от спроса и предложения»);

4) выдвинул понятие стоимости.

Западная Европа

В I веке н.э. в условиях глубокого политического и морального кризиса возникло христианство. Оно осуждало деление общества на богатых и бедных, социальное неравенство, предлагало делить блага по труду.

Августин Блаженный Аврелий (354-430гг.) христианский теолог и церковный деятель, главный представитель западной патристики. Развил учение о благодати и предопределении. «Земному граду» - государству противопоставлял «божий град» - церковь. Придумал формулу: «кто не работает, тот не должен есть» - вместе с многими другими постулатами ее потом присвоили большевики, которые во многом переняли традиции справедливости из христианства, но ведшие с ним борьбу.

В 5-17 века экономическая мысль не оформилась в самостоятельную область. В основе экономики этого большого периода времени оставалось аграрное производство. Поэтому в появлявшихся трактатах содержались практические рекомендации по ведению хозяйства.

Хлодвиг(481-511)- король салических фраков. Происходил из рода Меровингов. Он завевал практически всю Галлию, что положило начало франкскому государству. «Салическая правда»кодекс обычного права салических франков, составленном при Хлодвиге нашли наиболее полное отражение экономические проблемы периода раннего средневековья(разложения общины и социального расслоения общества).

Так, например, «Салическая правда»:

1) признавая верховное право общины на пахотные земли, — содержит законы, охраняющие индивидуальное хозяйство франков (титул «О вреде, причиненном ниве или какому-либо огороженному месту»);

2) считая всех свободных франков равными перед законом, — устанавливает вергельд (штраф за убийство) в повышенном (за графов и королевских дружинников) и пониженном (за полусвободных крестьян) против номинала размерах, что свидетельствует о процессе социального расслоения. «Салическая правда» установила систему наследования, при которой земля наследовалась только по мужской линии, а в случае отсутствия наследников - переходила к общине. Разграничивается движимое и недвижимое имущество. Движимое можно закладывать и передавать по наследству старшему сыну.

За убийство раба надо было платить компенсацию его хозяину, т.к. раб – это имущество.

В 9 веке после падения государства франков «Салическая правда» потеряла свое значение.

Карл Великий(742-814), франкский король 768 года, происходил из рода Каролингов, с 800 года – император. Его завоевания привели к созданию обширной империи. Целью деятельности Карла было создание благоустроенного христианского государства.

Карл был помазан на царство в 754г. при жизни отца Пипина Короткого, после смерти Пипина вместе с братом своим Карломаном вступил в управление страной. С 771года после смерти брата становится единодержавным правителем франкского государства.

В 772г. начал покорение саксов, 773г. - лангобардов, владения которых в 774г. соединил с франкскими, в 778г. предпринял безуспешный поход против арабов в Испанию. В 804 году окончил подчинение и обращение в христианство саксов. 791-796 уничтожены авары. Империя Карла простиралась на Юг до Эбро, на Восток до Эльбы, на Север до Эйдер.

25 дек. 800 Карл был коронован папой Львом III короной Западно-римской империи.

Политика Карла Великого (покровительство церкви, судейские и военные реформы) содействовала формированию феодальных отношений в Западной Европе. Карл покровительствовал торговле и промышленности, основывал монастыри, строил дворцы в Ахене и Ингельгейме, учреждал школы, призывал к своему двору ученых (Алькуин, Павел Диакон).

Умер в Ахене и погребен там в построенной им церкви. Карл причислен к святым папой Пасхалием III. 771 года. Империя Карла Великого распалась вскоре после его смерти.

Людовик Благочестивый (778-840) Франкский император, третий сын Карла Великого от третьей супруги его Гильдегарды. С 781 года был королем Аквитании, с 813г. соправителем, а с 814года единодержцем франкского государства. В 817 году разделил свои владения между сыновьями. Впоследствии произвел новый раздел империи в пользу сына Карла. Вследствие этого принужден был в 833г. бороться с остальными сыновьями. Был свержен, но в 834 г. восстановлен во власти сыновьями Людовиком и Карлом.

При Карле Великом и Людовике Благочестивом был издан «Капитулярий о поместьях» - регламентация управления вотчиной, который дает основания для следующей характеристики каролингской вотчины. Земля – это собственность хозяина вотчины. Население – в основном, его крепостные. «Хорошие мастера, ремесленники – живут в имении». Это - натуральное хозяйство, в котором:

1) население в основной массе было крепостным;

2) владелец поместья был монопольным собственником земли;

3) поместное хозяйство обслуживало свои «собственные нужды»;

4) принципами образцового ведения хозяйства считались:

а) взимание натурального оброка;

б) создание необходимых запасов;

в) наличие необходимых хозяйству производств (кузнечного, сапожного, мыловаренного и т.д.);

г) реализация излишка продуктов и закупка того, что в вотчине не производится (прежде всего, новых сортов семян).

Экономическая мысль классического средневековьяиспытала на себе сильное влияние католической церкви, в частности, канонической доктрины (канонисты трактовали экономические вопросы с позиции античной традиции, воззрений Аристотеля).

Грациан болонский монах, составил «Свод канонического права» (сер. XII в.)

1) провозглашал идеалом для всех общественную собственность, а частную собственность расценивал как наказание за «людское жестокосердие»;

2) в качестве факторов производства рассматривал землю и труд, связи с чем признавал земледелие и ремесло, а торговлю и ростовщичество объявлял недостойными христианина.

Фома Аквинский (Аквинат) (1225 или 1226-1274), родом итальянец, доминиканец, монах, аристократ по происхождению, был канонизирован уже через 50 лет после своей смерти.

Дoctor universalis и angelicus, величайший католический авторитет, был профессором в Париже, Болонье, Пизе и Риме. Довел схоластику до высшего развития путем возможно полного приспособления аристотелевской философии к церковному учению. Главные труды Фомы Аквинского: комментарии на соч. Аристотеля; 5 книг «De veritate fidei catholicae contja gentiles» (1261 и 1264), рациональное обоснование теологии; систематическое изложение всего откровенного учения – «Sumam theologiae».

Выступал за централизацию власти, так как она происходит от Бога. Признавал социальную иерархию: одни должны обрабатывать землю, другие – строить дома, а часть, будучи свободна от хлопот – должна посвятить себя духовному труду.

Фома Аквинский дал классическое истолкование канонической доктрины:

1) общество является иерархическим и сословным;

2) рабство необходимо, ибо рабы — это пчелы, собирающие мед для господ;

3) высшее благо — это созерцание Бога, а не накопление богатства;

4) труд необходим, ибо он избавляет от праздности и способствует укреплению нравственности;

5) частная собственность необходима ради общей пользы;

6) государство должно быть самообеспеченным и не должно зависеть от купцов;

7) обмен должен осуществляться по «справедливым ценам», ради общей пользы. Цена справедлива, когда учитывается количество вложенного труда, но с другой стороны превышение цены может быть справедливо, если учитывает возможный убыток продавца от продажи;

8) деньги — это мера стоимости и средство обращения («монета — вернейшая мера материальной жизни в торговле и обороте»);

9) деньги не могут порождать деньги; ростовщичество — это греховное ремесло и обложение ростовщиков налогами — это соучастие в их доходах;

10) ценность денежных знаков (монет) устанавливает государь;

11) торговая прибыль допустима, однако при условии, если она используется для «честных целей»;

12) земельная рента правомерна, ибо таким образом земельный собственник получает часть продуктов, которая производится силами природы.

Светские авторы классического средневековья исследовали природу возникновения крепостничества.

Филипп Бомануар(1250-1296) в «Кутюмах Бовези» пишет, что личная зависимость во Франции возникала несколькими путями:

1) в случае отказа крестьянина идти на войну;

2) в случае добровольного вступления крестьянина под патронат (церкви или покровителя);

3) в результате материальных проблем.

Эйке фон Репков в «Саксонском зерцале» (первая половина XIII в.) пишет, что «крепостная зависимость имеет своим источником принуждение, и плен, и несправедливое насилие».

С началом подъема западноевропейских городов произошел переворот и в экономической мысли: впервые она освободилась от натурально-хозяйственной ориентации и признала приоритет товарного производства.

Никола Орем (Оресм) (ок. 1323-1382) Франция. Проблема денег, возникшая в Европе в 14 веке, подвигла его к появлению трактата «Трактат о природе, юридической основе и изменениях денег» анализирует происхождение денег и утверждает, что:

1) деньги возникли в результате соглашения людей, когда обнаружились неудобства прямого товарообмена;

2) в качестве денег стали использоваться золото и серебро потому, что при малом объеме они содержат большую стоимость, к тому же они транспортабельны.

Византия

Экономические воззрения византийцев складывались под влиянием классической традиции, суждений античной хрематистики, а также христианских норм, отраженных как в каноническом, так и в гражданском праве. Наиболее полно экономические воззрения проявились в рамках гуманистического течения, которое развивалось в Византии в Х1V-ХV вв. и было связано с именем Георгия Гемиста Плифона(ок. 1360-1452). В трактате «Законы» Плифон выдвинул следующие положения:

1) общественное богатство — это совокупность плодов земли;

2) богатство возникает посредством сочетания трех составных элементов: труда, средств производства и управления;

3) иерархия сословий суть такова: а) земледельцы (первые), б) воины (вторые), в) правители, чиновники и император (третьи);

4) земля, как это дано природой, должна быть общей для всех живущих и никто не должен превращать ее в личную собственность;

5) распределение годового совокупного продукта производства между различными социальными группами должно производиться в соответствии с принципом социальной справедливости, а именно: по одной третьей части дохода земледельцам, собственникам и государству.

Россия

Экономическая проблематика периода Древней Руси наиболее полно раскрыта в летописях, в которых упоминаются такие вопросы, как размеры дани, сборов, налогов, торговой политики, пошлин, чеканки монет, социального статуса населения, характера землевладения.

Ярослав Мудрый (Георгий, Юрий) (978-1054), сын Владимира Святого и Рогнеды, великий князь Киевский. С 1015 долго боролся со Святополком Окаянным и Мстиславом Тмутараканским. В 1036г. сделался единоличным правителем Руси.

Ярослав смог разбить печенегов, издал церковный устав. В 1051 году, собрав епископов, поставил митрополитом Иллариона русского инока, впервые без участия константинопольского патриарха.

Перед смертью разделил Русь на уделы между своими сыновьями.

Ко времени его правления относится издание первого письменного закона на Руси «Русской правды».Первые сведения о ней относятся к 1019-1054. В этом документепровозглашаются:

1) охрана собственности князей и феодальной знати;

2) их право получать с крестьян натуральные налоги и повинности;

3) защита интересов ростовщиков;

4) обязанности закупа (смерда, попавшего в долговую зависимость);

5) права господина и его ответственность за превышение прав над закупом.

В Повести временных лет летописец Нестор рассматривает доходы Киевского двора, которые составляют:

Летописец высказывается за полное отделение ремесла от земледелия. Говорит, что важны как физический так и умственный труд.

Галицко-Волынская летопись(начало 13 в. - до 1292 г.) рассказывает об экономической политике галицких и волынских князей, поощрявших развитие ремесел, торговли и торговых путей. Даниил Галицкий покровительствовал промышленности, приглашая в свое княжество умелых ремесленников, торговых людей, что способствовало развитию производительных сил.

Конец XV - начало XVI вв. были ознаменованы борьбой против монастырского землевладения, что не могло не сказаться на содержании возникающих в этот период экономических идей.

Мелкий дворянин Башкин Матвей Семенович русский вольнодумец середины 16 века. Выступил против официальной церкви и иконопочитания, а так же холопства. Он предложил заменить труд холопов вольнонаемным трудом.

Был осужден в 1553 году церковным собором и заточен в Волоколамский монастырь.

Феодосии Косой, еретик, монах Кирилло-Белозерского монастыря их беглых холопов. В 1551 году распространял новое учение, отвергал феодальную церковь, проповедовал социальное и политическое равенство:

1) выступал против церковного и монастырского землевладения;

2) считал, что в обществе не должно быть ни богатых, ни бедных.

В 1553 году был привлечен по делу М.Башкина. Но бежал в Литву

Иван Семенович Пересветов(конец XV — середина XVI вв.), русский писатель, публицист, идеолог дворянства. Служил в Литве. В 1539 году выехал в Россию. В 1549 году передал Ивану Грозному, написанные специально для него свои произведения. В этих сочинениях выступал за укрепление самодержавия, военную реформу, присоединение Казанского ханства.

Его идеи сводятся к следующим аспектам:

1) государь должен опираться на мелких и средних служимых дворян, а не на бояр и знатных вельмож, т.к. последние инертны и очень жадны;

2) холопство недопустимо (это противоречит Писанию), однако крепостная зависимость способствует укреплению государства;

3) необходимо: а) регламентировать торговлю; б) устанавливать на товары твердые цены

Ермолай-Еразм (XVI в.), московский священник, усматривал источник обогащения в присвоении феодалами чужого труда. В трактате «Благохотящим царем правительница и землемерие» Ермолай-Еразм советовал царю:

1) уменьшить и законодательно установить размер повинностей крестьян (с тем, чтобы положить конец произволу феодалов);

2) установить порядок поступления средств в царскую казну;

3) упорядочить ямские повинности;

4) снять с крестьян расходы, связанные с работой царских землемеров;

5) наделять дворян землей и крестьянами с целью материального обеспечения службы дворян государству, при этом наивысший надел не должен восьмикратно превышать низший.