Учебно-методический комплекс "История экономических учений"

Учебно-методический комплекс "История экономических учений"
Перейти на сайт obuhova-istu.ru

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Тематический план

ТЕМА БЛОКА 1. Особенности экономических воззрений в традиционных обществах

ТЕМА БЛОКА 2. Систематизация экономических знаний, первые теоретические системы

ТЕМА БЛОКА 3. Формирование и эволюция современной экономической мысли: маржиналистская революция, австрийская школа, неоклассическое направление, кейнсианство, монетаризм, институционализм.

ТЕМА БЛОКА 4. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли: особенности развития экономической науки в России

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУРСУ

ОСНОВНЫЕЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙНАУКИ

РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА, АНТИЧНОГО МИРА И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

ЭВОЛЮЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ПЕРИОД ЗАРОЖДЕНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ФОРМИРОВАНИЕОСНОВНЫХНАПРАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

ИСТОРИЯ СОВРЕМЕННЫХ(ПОСЛЕВОЕННЫХ)ЭКОНОМИЧЕСКИХТЕОРИЙ.

ЛИТЕРАТУРА.

История экономических учений – это наука о процессе развития во времени экономического знания, это история экономических взглядов, объединенных в системы.

Развитие знания во времени подобно росту и развитию человека: детство (общая картина мира), отрочество (членение общего знания), юность (углубленное изучение расчлененного знания), зрелость (формирование целостной картины мира), старение (устаревание знания). Первые попытки систематизации экономических взглядов появились в Древнем мире и в эпоху Средневековья. Но они не сложились в системы. Экономические знания стали самостоятельной отраслью в 16-18вв. в эпоху меркантилизма. Меркантилизм, однако, был не столько системой, сколько практической политикой. Начало науки положил Адам Смит, далее продолжили критики Смита в частности Сисмонди. Потом возник утопический социализм. В конце 19 века формируется неоклассическое направление, с которым связано появление микроэкономики. В 30-х гг. 20 века появилось кейнсианство, с ним связано появление макроэкономики.

Сегодня экономическая наука, представляет собой мириады различных, одновременно существующих учений, каждое из которых находится на своем этапе развития, в силу чего история экономического знания (подобно истории общества) рассматривает только те знания, которые приобретают достаточно высокую степень обобщения.

Основа классификации современных экономических воззрений восходит к пониманию предмета экономической науки, в соответствии с которым принято выделять:

• классиков (считающих, что предметом экономической науки являются законы производства общественного богатства);
• неоклассиков (по их мнению, экономическая наука должна заниматься поиском оптимальных решений в условиях ограниченных производственных ресурсов);
• марксистов (исследующих экономические отношения, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления);
• кейнсианцев (экономистов, исследующих факторы экономического роста и вырабатывающих на основе факторного анализа рекомендации по макроэкономическому регулированию);
• маржиналистов (исследующих рациональное поведение «экономического человека»);
• монетаристов (экономистов, ставящих во главу угла монетарные, денежно-кредитные факторы стабилизации экономики и обеспечения занятости);
• институционалистов (рассматривающих экономические отношения в их взаимосвязи с отношениями социальными, политическими и духовными) и.т.д.

Этапы развития экономической науки принято увязывать с функционированием и/или возникновением того или иного способа производства: 1)азиатского, 2) рабовладельческого, 3) феодального, 4) капиталистического, 5) социалистического. По этому критерию различают экономические учения:

1) Древнего Востока;

2) античного мира;

3)Средневековья;

4) периода: а) зарождения рыночной экономики и предпринимательства (меркантилисты, физиократы, классики); б) развития капиталистического способа производства (неоклассики; маржинализм; кейнсианство и др.);

5) периода: а) зарождения социализма (утописты; марксисты; социал-демократы); б) развития социалистического способа производства («государственный социализм»; радикальный социализм).

Особенностью послевоенного развития экономического знания стала его

интернационализация, стирание формационных границ, чему, в частности, способствовало широкое внедрение экономико-математических методов, получивших ускоренное развитие благодаря компьютеризации вычислительных процессов. В эти годы получили развитие теории: а) циклов, б) экономического роста, в) предложения и др., - признаваемые повсеместно.

Методы анализа и задачи курса истории экономических учений

Среди методов анализа истории экономических учений принято выделять следующие:

1. Исторический, он же хронологический
2. Логический
3. Объединенный с анализом социально-экономических условий, в которых формировались экономические взгляды
4. Метод, который основан на анализе эволюции концепций
5. Метод мотивационный или классовый (Маркс).

Основной задачей курса истории экономических учений является формирование понимания развития современных экономических теорий. Преподавание истории экономической мысли началось в конце 19 века. Первое фундаментальное исследование в этой области было сделано экономистом Шумпетером в 1954г.