Учебно-методический комплекс "История экономики"

Учебно-методический комплекс "История экономики"
Перейти на сайт obuhova-istu.ru

Введение

Тема I. Хозяйственные отношения в древнейших очагах цивилизации. Азиатский способ производства (IV тыс. до н. э. — начало I тыс. н. э.)

Тема 2. Античное рабство

Тема 3. Формирование аграрного общества в Европе в эпоху Средневековья. Основные признаки феодализма

Тема 4. Первоначальное накопление капитала в государствах Европейской цивилизации (XV — сер. XVII в.

Тема 5. Становление рыночной экономики в странах Западной цивилизации. Промышленный переворот. Индустриализация (конец XVIII — начало XX в.)

Тема 6. Развитие мирового капиталистического хозяйства в конце XIX- начале XX вв. Научно-технический прогресс

Тема 7. Развитие мирового хозяйства между двумя мировыми войнами (1918—1939 гг.)

Тема 8. Развитие мировой экономики во второй половине XX в. Два мира — две системы (1945—1991 гг.)

ведение

Глава 1 ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ ВОСПРОИЗВОДЯЩЕГО ХОЗЯЙСТВА, ТИПЫ ДОКАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Глава 2 ФЕОДАЛЬНАЯ СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВА СУЩНОСТЬ ФЕОДАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Глава 3 ГЕНЕЗИС КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ

Глава 4 ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ ЗАПАДНОГО МИРА. ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ В АНГЛИИ

Глава 5 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИИ МИРОВОГО КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО ХОЗЯЙСТВА В КОНЦЕ XIX- НАЧАЛЕ XX ВВ НАУЧНО- ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС

Глава 6 РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ ВЕДУЩИХ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВ В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД

Глава 7 СТАНОВЛЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛИЗМА В СССР

Глава 8 ХОЗЯЙСТВЕННОЕ РЕФОРМИРОВАНИЕ В СТРАНАХ ЗАПАДА В 1970-1990-е ГГ.

Глава 9 РЕФОРМИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА В СТРАНАХ ВОМСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ

Глава 10 РЕФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В СТРАНАХ АЗИИ И КУБЫ

Заключение

Библиография

РЕФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В СТРАНАХ АЗИИ И КУБЫ

Формирование хозяйственного механизма рассматриваемой группы стран происходило в условиях и формах, близких к СССР. Поэтому сущностной чертой такой структуры являлась сильная позиция государственно-партийного аппарата в общественном воспроизводстве, что позднее стало называться «командно-административная система».

В середине 60-х гг. начали появляться признаки несоответствия этой системы требованиям развития производительных сил, что отражалось в замедлении темпов экономического роста и снижении эффективности. Все резче стало проявляться отставание в отраслях, определяющих научно-технический прогресс. В 1970— 1980-е гг. становится очевидным, что командно-бюрократическая модель социализма оказалась неспособной решать экономические проблемы, обеспечить народам возможность пользоваться достижениями современной цивилизации.

Но, несмотря на предпринимаемые усилия по реформированию хозяйственного механизма в рамках прежних базисных отношений (государственная, отождествляемая с социалистической, форма собственности) кризисные явления в экономике продолжали нарастать в 80-е гг., усиливая социальную напряженность и антисоциалистические настроения. Процесс реформ в экономической жизни каждой из стран имеет различия, но при этом, учитывая сходные черты хозяйственного механизма прежнего периода, можно говорить об общих направлениях деятельности новых правительств. Среди них: устранение бюджетных дефицитов, отмена или сокращение дотаций убыточным предприятиям, сдерживание инфляционных процессов, улучшение отраслевой и производственной структуры народного хозяйства, решение проблемы трудовых ресурсов в связи с угрозой массовой безработицы, повышение эффективности экономики в целом. Основой радикальных преобразований становятся изменения в отношениях собственности.

Важнейшей особенностью реформ в странах Азии является то, что они начались с перестройки в экономике без изменений в политической и идеологической сферах. Инициатором преобразований выступали старые структуры управления, усиливалась роль государственно-партийного аппарата, отстаивающего «завоевания социализма».

Такое положение может быть объяснено своеобразными историческими условиями развития азиатских государств. На общественные отношения большое влияние оказывали методы централизованного правления в сочетании с общинными и религиозными традициями. Своеобразно трактовавшаяся идея социализма, в частности его коллективистские начала, получила благоприятную среду. Нельзя не учитывать и длительный период войн и противостояния империализму, что также поддерживало устойчивость организационных структур, основанных на социалистической идеологии.

Вьетнам

Правительство Вьетнамарешение об отходе от традиционных схем хозяйствования и проведении экономической реформы приняло в конце 1970-х начале 1980-х годов. Составными частями ее стали: предоставление права про­винциям, а затем и отраслям самостоятельно вести экспортно-импортные операции, введение трехзвенной системы планирования на государственных предприятиях, предполагающей свободу оборота сверхплановой продукции, производимой на основе самостоятельного изыскания на рыночных условиях сырья и материалов, ослабление контроля за частниками и кустарями, повышение внимания к экономическим методам управления и материальному стимулированию.

Важно иметь в виду, что преобразования проходили в рамках идеологизированной модели социализма, пропаганда которой не ослабевала, а напротив, усиливалась: возрождались лозунги «зашиты завоеваний социализма». Происходило нарастание противоречий между идеологией центрами необходимостью решения 'Практических задач в социально-экономической сфере. Тем не менее, даже ограниченные меры привели к некоторому: оздоровлению экономической ситуации, главным образом за счет частного и номинального кооперативного сектора в промышленности. Этому способствовало и наделение крестьян землей на правах долгосрочной аренды, а также разрешение свободной реализации' произведенной продукции при фор­мальном сохранении кооперативов. Государственный же сектор промышленности, несмотря на предоставляемые льготы и растущие бюджетные дотации, оставался в основном убыточным. Здесь сохранились прежние установки на повышение роли государственного планирования, контроля за товарно-денежным обращением и т.п

IV съезд КПВ в 1986 г. выступил с инициативой всестороннего обновления традиционного курса на основе «высвобождения всех производительных сил общества». Практическая реализация мероприятий началась с 1988 г. Было признано, что все имеющиеся уклады, включая частнокапиталистический, имеют равные права. Частный сектор легализовался не только в производстве, но и в розничной, и в оптовой торговле: частник допускался к торговле золотом, серебром, драгоценными камнями, К организации банков.

В начале 1989 г. в СРВ фактически было отменено директивное планирование, ликвидирована двухуровневая система цен (свободные рыночные и централизованно регулируемые), за исключением ограниченного круга товаров потребительского и| производственного назначения. Введен свободный обмен вьетнамского донга по курсу так называемого черного рынка, размеры процентов на вклады и кредитные ставки были поставлены в зависимость от темпов инфляции, что позволило аккумулировать различные виды накоплений, конвертировать денежную единицу.

Естественно, что наибольшие трудности начала испытывать государственная промышленность, поскольку она лишилась бюджетных дотаций, заниженных цен на сырье и материалы, гарантированного сбыта. Поэтому на повестку дня встал вопрос о денационализации в различных вариантах. Здесь должны были возникнуть новые сложности по аналогии с Китаем и другими странами, связанные, прежде всего со структурной перестройкой, что подтверждалось материалами открывшейся в декабре 1990 г. сессии Национального собрания СРВ. Отмечалось, что в ближайшей перспективе следует ожидать, если не спада, то существенного замедления темпов экономического развития. Главной причиной называлось сокращение советской помощи и переход на расчеты в твердой валюте. Кроме того, депутаты отмечали дефицит капитальных вложений (даже после значительного их сокращения в последний период), медленный рост иностранных инвестиций из-за несовершенства правовой основы, разгул коррупции, контрабанды и спекуляции. Важной проблемой становились безработица, имущественное расслоение, затруднения в реализации социальных программ вследствие сокращения доходной части бюджета.

В последующие годы страна сумела решить проблему обеспечения населения минимумом продуктов питания и превратилась в третьего в мире (после США и Таиланда) экспортера риса.

Начался рост экономики. В 1992 г. ВВП вырос на 8,3%, прирост экономики в 1993 г.— 7,5%. Но одновременно повышалась безработица (в городах до 20—22% от трудоспособного населения). Обозначились негативные тенденции в аграрном секторе: более медленный (по сравнению с промышленной продукцией) рост цен на сельскохозяйственные товары, резкое расслоение крестьянства и как следствие — миграция в города. Это вынудило руководство корректировать ход проведения реформы, уделяя больше внимания ее социальным аспектам, не меняя, однако, основного содержания политики, направленной на поэтапное формирование рыночной экономики.

Монголия

В перестроечные процессы постепенно входит Монголия. На их характер оказывает немалое влияние относительно большая интегрированность экономики и политики с СССР, дополняемая длительным присутствием советских гражданских и военных представителей, а также результатами «двойного культа» — Сталина и монгольских вождей.

Для страны 1988 год считается первым годом нового периода — реализации задач обновления и совершенствования экономической и политической систем, социальной сферы общества. Однако итоги года свидетельствовали о сильной инерции партийно-государственного аппарата при реализации принятых 5 Пленумом МНРП решений. Несмотря на некоторые изменения в хозяйственном механизме (развертывание бригадной формы организации и стимулирования труда, рост числа кооперативов и др.) объем национального дохода в 1988 г. был ниже запланированного на 180 млн.тугриков.

В последующие годы на первый план реформ вышли политические проблемы: разграничение функций партийного и государственного аппарата, признание многопартийности, соблюдение законов. Одновременно шла разра­ботка модели реформы в экономической сфере. Председатель Президиума Великого Народного Хурала П.Очирбат в интервью газете «Известия» 12 мая 1990 г. подчеркивал, что основная задача подготовке этой модели комплексный учет специфических национальных особенностей страны. Это низкая плотность населения, его ярко выраженный «молодежный» состав (почти 80% — люди в возрасте до 35 лет), рассредоточенность хозяйственных единиц, кочевой уклад жизни.

В 1990 г. правительство приступило к практическим |шагам. Была осуществлена большая реорганизация центральных и местных органов государственного управления. Главная цель этой реорганизации — сформировать систему правления, которая была бы способна обеспечить переход от командно-административной к планово-рыночной экономике. В мае 1990 г. была опубликована платформа правительства по проведению социально-экономической реформы, концептуальной основой которой является переход к государственно регулируемым рыночным отношением с многообразием равноправных форм собственности.

Одной из особенностей программы можно считать стратегию, а развертывание сети небольших предприятий по производству товаров из животноводческого сырья на базе закупок иностранного оборудования и технологий, главным образом китайских.

Особое внимание правительство обращает на обеспечение социально-политической стабильности, высокой организованности и дисциплины

Лаос

Вариант обновления хозяйственного механизма в Лаосе имеет существенные особенности по сравнению с другими странами региона. Они заключаются, прежде всего, в темпах введения рыночных отношений и более широких возможностях для частного иностранного капитала. В 1988 году на всю государственную промышленность (около 70 предприятий) был распространен хозрасчет. Вопросы планирования, снабжения, реализация готовой продукции, финансирования переходили в сферу компетенции самого предприятия. Это во многом оживило промышленное производство. В следующие годы довольно решительно стал реализовываться курс на новые формы — акционерные и арендные (частные, в том числе и иностранные, и коллективные). Например, табачная фабрика «555» была сдана в аренду на пять лет таиландскому предпринимателю, который обязался выплачивать государству по 3 млн.долл. ежегодно. Сдача предприятий в аренду, особенно иностранным бизнесменам, оказалась выгодной государству, поскольку увеличились поступления в бюджет, а, кроме того, эта форма способствовала более быстрому включению промышленности в рыночные отношения при одновременном улучшении технологии.

Поэтому в 1990 г. правительство приступило к инвентаризации имущества государственных предприятий с целью подготовки их перевода на арендный подряд, составной частью которого является обоснованное определение раз­меров арендной платы для взносов в бюджет.

Некоторым диссонансом, указанным процессам прозвучало сообщение о подготовке и обсуждении нового пятилетнего плана социально-экономического развития республики, который был рассмотрен в 1991 г. на V съезде Народно-революционной партии Лаоса. Однако лаосские экономисты не видят здесь какого-либо противоречия или попыток возврата к старым методам хозяйствования. Главная задача плана — создание условий для пропорциональ­ного сбалансированного развития экономики при изменении структуры народного хозяйства. Основной упор в перспективе будет делаться на сельское хозяйство, которое станет базой развития перерабатывающей продукции. Важ­ный аспект — определение роли каждого из экономических укладов в хозяйственной структуре и мер для закрепления их экономического равенства. Государство определяет перспективы регионального развития и создает условия для направления инвестиций в определенные провинции. Вместе с тем, план не содержит директивных показателей. Предполагается, что все будет определяться потребностями и возможностями рынка.

Таким образом, Лаос не отказывается от государственного регулирования, но лишь на макроуровне. В сфере его деятельности остаются банки, оптовая торговля, оборонные предприятия, электроэнергетика, средства связи. Кроме того, государство берет на себя обязательство гарантировать социальную справедливость в обществе. Большие надежды возлагаются на иностранные инвестиции, которые разрешено делать не только в госсектор. Результаты проводимых в Лаосе преобразований позволили некоторым наблюдателям определить их как «лаосское чудо», поскольку страна довольно быстро проходит путь от натурального хозяйства к рыночной экономике.

Корея

Экономические процессы в КНДР в последние годы, особенно в связи с событиями в других странах Азии и Восточной Европы, подвели северокорейское руководство к необходимости поиска путей для преодоления экономического застоя, который выражался в снижении темпов экономического роста до 2%, нехватке продуктов питания, одежды, медикаментов, хроническом невыполнении плановых заданий (так, показатели, предусмотренные на 1990 г., перенесены, а последний год третьего семилетнего плана — 1993 г.), неэффективности системы управления. Причинами кризисного состояния экономики являются — хроническая нехватка энергии и сырья, высокие военные расходы (до 30% годового бюджета). Слабость экспорта затрудняет погашение Внешней задолженности, которая, по различным оценкам, составляла от 3 до 4,5 млрд. долл. западным странам и 2,2 Млрд. долл. Советскому Союзу (на 1 ноября 1989 г.). В этой ситуации руководство всеми силами стремилось сохранить политическую стабильность — гарант повышения уровня жизни трудящихся. Одновременно усиливалась пропаганда преимуществ социалистического строя в КНДР, который, как отмечалось в резолюции 6-го пленума ЦК ТПК 6-го созыва (январь 1990 г.), отвечает стремлению и требованиям всего народа и пользуется его абсолютной поддержкой. Особенно подчеркивалась счастливая, обеспеченная жизнь народных масс, основанная на отмене имущественного неравенства. В одной из речей (май 1990 г.) Ким Ир Сен (1912—1994) говорил: «Мы, конечно, не можем сказать, что сейчас наш народ живет зажиточной жизнью.... Но все живут одинаково счастливо. В стране все материальные блага, созданные трудом народа, направляются на рост благосостояния самого народа. По мере роста темпов социалистического строительства непрерывно повышается материальный уровень жизни народа». Действительно, в КНДР бесплатные обучение и медицинское обслуживание, отменены все налоги, плата за коммунальные услуги является символической, нет безработицы, карточной системой охвачено все население, но перспективы такого развития весьма сомнительны.

Куба

Экономическая ситуация на Кубе также остается непростой. Начиная с 1986 г. в стране нарастают кризисные явления. В 1989 г. (за исключением транспорта и сахарного производства) ни одна отрасль не выполнила плановых заданий. Несмотря на существующую в течение трех десятилетий систему нормированного распределения основных продуктов питания и промышленных товаров, гарантированное снабжение населения так и не стало реальностью. Продолжает снижаться уровень жизни населения. Возникла безработица. Численность безработных составила 6% от количества занятых в государственном секторе. В основном — это молодежь до 30 лет. Внешняя задолженность странам с рыночной экономикой превысила 7 млрд. долл.

В конце 80-х годов на Кубе была предпринята попытка преодолеть негативные процессы, но упор был сделан на усиление командных начал в руководстве народным хозяйством и идейно-воспитательную работу. В результате страна не получила заметных положительных результатов. Однако правительство отвергает возможность осуществления реформ, аналогичных восточноевропейским. Эту позицию подтвердил Ф.Кастро (род. в 1926) в декларации «К народу Кубы», утвержденной 25 декабря 1989 г. Национальной Ассамблеей народной власти.

Экономические реформы в Китае.

Китай — крупнейшая страна мира с населением около 11ЗО млн .человек, из которых сельское население составляет 70%, городское — 30%. В конце 80-х годов около четверти населения Китая было неграмотно, в основном это относится к сельским жителям. Китай — горная страна с низким процентом освоения земель: 65% территории Китая занимают горы, плато и возвышенности. На 1 человека приходится в среднем 1,6 му пахотной земли, на 1 сельского жителя — 1,8 му. Наиболее распространено значение 0,067 га. Известно, что более половины земельных угодий Китая подвержены стихийным бедствиям и что больших возможностей для освоения новых земель в Китае нет. Основу экономики современного Китая составляет сельское хозяйство.

В период после 2-й мировой войны в Китае было проведено несколько экономических реформ, значительно отличающихся друг от друга по своим задачам и методам.

Первыми в ряду реформ были преобразования, направленные на строительство социалистической экономики. Они начались в 1949 г., когда правительство КНР национализировало собственность китайской и иностранной буржуазии, и были завершены в основном к 1956 г., когда социалистический, т.е. государственный сектор занял доминирующее положение в народном хозяйстве страны.

С 1956 по 1958 гг. в Китае проводилась политика «большого скачка», суть которой заключалась в попытке резко поднять уровень обобществления средств производства и собственности. Для этого периода характерной была постановка нереальных экономических задач и слишком высоких производственных заданий, возведение в абсолют революционного энтузиазма масс как главного фактора экономического роста. Принцип материальной заинтересованности был целиком отвергнут — его осудили как проявление ревизионизма.

Важнейшее значение для Китая — страны аграрной — всегда имели преобразования в области сельского хозяйства. В 1958 г. по всей стране были созданы народные коммуны. Коммуна состояла из нескольких бригад, каждая из которых, в свою очередь, включала несколько малых производственных бригад.

Коммуны действовали как первичные хозяйственные единицы. В этот период обобществлялись не только все средства производства, но крестьянам также запрещалось заниматься подсобными промыслами. Кроме того, внедрялась «система снабжения», которая игнорировала товарный обмен и приводила к абсолютному распределению ресурсов среди сельских коллективов. Продолжалось укрепление социалистической системы хозяйства. Показателями благосостояния горожанина в этот период становятся махровое полотенце, эмалированный тазик для умывания и термос, пределом мечтаний считался велосипед. Подавляющее большинство населения Китая (80%) было неграмотно.

С 1960 г. начался отход от политики «большого скачка». Были официально признаны некоторые «левацкие ошибки», прежде всего в сельском хозяйстве, сделаны попытки их исправления. Выросло производство основных видов про­мышленной продукции: хлопчатобумажной пряжи, стали, угля, электроэнергии, нефти, металлорежущих станков; появились новые для Китая отрасли промышленности, такие как электроника и нефтехимия; увеличилась протяженность железных и шоссейных дорог. Однако вскоре — в 1966 г. в стране началась «культурная революция», продолжавшаяся до 1976 г., вновь затормозившая экономический рост.

10 лет «культурной революции» принесли самые большие потери после 1949 г. Страна потеряла 500 млрд.юаней национального дохода, хотя официальная статистика Китая утверждает, что и в эти годы был, достигнут определенный экономический прогресс: производство зерна в период с 1966 по 1976 гг. увеличилось на 34%, были введены в эксплуатацию новые передовые промышленные предприятия, железнодорожные линии, создана водородная бомба, выведены на орбиту первые космические спутники. Всего в годы «культурной революции», как полагают китайские экономисты, были построены 1570 крупных и средних предприятий, много мелких промышленных объектов.

К концу 70-х годов сложились основные черты экономической системы Китая. Она охватывала финансы, банковское дело, управление трудом и заработной платой, контроль над ценами и распределением продукции. Ее характерная особенность — сверхцентрализация. Тотальной была роль государства в экономике и других сферах жизни общества. Промышленные предприятия не имели возможности эффективно распоряжаться своими людскими, финансовы­ми, материальными ресурсами, производством, снабжением, сбытом товаров. Производство и деловые операции осуществлялись в соответствии с директивными приказами сверху. Государство снабжало предприятия средствами производства и закупало всю их продукцию по ценам, которые само и устанавливало. Государство полностью изымало все доходы предприятия и покрывало их расходы. Не существовало разделения функций и ответственности между предприятиями и правительством, характерным было отсутствие инициативы у предприятий, бюрократизация хозяйственной жизни, субъективизм оценок и произвол государственных чиновников. Отрицалась роль рынка и товарная экономика. Обычным стал товарный дефицит. В жизнь последовательно воплощался принцип уравнительности, доведенный до крайности: «все едят из одного котла». Администраторы получали заработную плату независимо от того, хорошо или плохо работало их предприятие. Рабочие получали заработную плату без учета количества и качества их труда. Китайская пропаганда призывала рабочих неукоснительно выполнять «десять не»: не бояться трудностей, не бояться смерти, не гоняться за личной славой и личной выгодой, не обращать внимания на условия труда, не обращать внимания на продолжительность работы, не считаться с вознаграждениями и пр.

Жизненный уровень населения оставался на уровне 50-х годов и был чрезвычайно низок. В стране поддерживалась прежняя система снабжения населения продуктами питания посредством их распределения. Сохранялась карточная система на промышленные и сельскохозяйственные товары и строго нормировалось продовольствие, прежде всего зерновые и растительное масло. Проводилась политика «низкой заработной платы». Несмотря на значительные масштабы безработицы, в ряде мест на предприятиях вводился удлиненный день. Росли цены в государственной торговле, на рынках цены были в 5-7 раз выше государственных. В стране существовал «черный рынок», массовым явлением стала спекуляция. Средний доход крестьянина составлял около 100 юаней в год (49 руб. по курсу 1979 г.)

Главными методами, с помощью которых обеспечивалось влияние на экономику, были военно-административные и принудительные меры, и использование армии. Низкой оставалась трудовая активность народа. Китайская экономика этого периода испытывала острую нехватку сырья и топлива, возрастали расходы на государственный аппарат. Широко пропагандировался лозунг — «политика — командная сила».

Развитие народного хозяйства по-прежнему подчинялось нуждам наращивания военного потенциала: на эти цели затрачивалось более трети государственного бюджета. Велась интенсивная работа по созданию ракетно-ядерного комплекса и расширению военного производства. Проводились ядерные испытания, военизировалась работа промышленных предприятий. Осуществлялись меры по дальнейшему превращению провинций и крупных городов в «самообеспечивающиеся единицы», по рассредоточению предприятий и объектов, созданию условий для быстрого переключения предприятий на выпуск военной продукции, строительству военных сооружений.

Группа отраслей промышленности, непосредственно связанных с военным производством и контролируемых в строго централизованном порядке, пользовалась полным приоритетом в финансировании и техническом оснаще­нии. Все более жесткой становилась система централизации по руководству крупной промышленностью. От местной промышленности и сельского хозяйства требовали, чтобы они обходились без государственных средств и сами изыскивали источники финансирования и сырье.

Во 2-й половине 70-х гг. в Китае наблюдались значительные экономические трудности. В 1977 г. объем промышленного производства не достиг уровня 1975 г., сократилась продукция сельского хозяйства, резко вырос импорт продовольствия, понизился жизненный уровень.

Курс на реформы был принят на партийно-государственном уровне в декабре 1978 г. и можно считать, что решение это было вынужденным. Официально задачи реформ были сформулированы как необходимость более полного раскрытия потенциала социализма и совершенствования его хозяйственного механизма. С 1979 г. предполагалось проведение политики «урегулирования», т.е. устранения несбалансированности экономики, вызванной чрезмерным вниманием правительства к тяжелой промышленности, политики «преобразования» — изменения экономических структур в интересах осуществления социалистической модернизации страны, политики «упорядочения», под которой подразумевалась консолидация финансовых средств на наиболее перспективных направлениях экономического строитель­ства, и политики «повышения», задачей которой было обеспечение более высокого качества выпускаемой продукции и плановой работы в целом. Итак, основными направлениями реформы 1978 г. должны были стать перестройка системы управления экономикой, обеспечение баланса между отраслями народного хозяйства, укрепление и совершенствование основ социалистической экономики.

Первый этап реформы продолжался до 1984 г., в это время упор при проведении преобразований делался на сельские районы. Важнейшим элементом новой политики в деревне был переход на семейный подряд, в результате основной единицей в деревне стал крестьянский двор. Система семейного подряда, однако, вовсе не перечеркивала результаты коллективизации сельского хозяйства, а напротив, опиралась на них. Земля по-прежнему оставалась в общенародной, т.е. государственной собственности.

Несколько изменилась форма организации производства: производственным сельскохозяйственным бригадам предоставлялись полномочия по принятию некоторых производственных решений, вводилась «система ответственности» за результаты труда, на которую к 1984 г. перешли 99% всех производственных бригад, разрешались подсобные крестьянские промыслы. Государство повысило закупочные цены на продукцию сельского хозяйства и подсобных промыслов; официальная пропаганда пыталась внед­рить в сознание людей принцип «каждому по его труду» вместо привычной уравниловки. На государственном уровне провозглашалась необходимость воспитания у населения уважения к праву собственности, ставилась задача защиты личной собственности на земельные участки коммуны. Оживилась деятельность сельскохозяйственных рынков.

Характерно, что преобразования в китайской деревне конца 70-х-начала 80-х годов не сопровождались ростом механизации. Экономический эффект был, достигнут, прежде всего, благодаря изменениям в организации труда, улучшению землеустройства и структуры посевов. Так, переход на семейный подряд вызвала всплеск трудовой активности крестьянства. За шесть лет (1979—1984) ежегодные сборы зерна в Китае возросли с 300 до 400 млн. т. (300 млн. в течение веков были для Китая обычным показателем). Вдвое увеличились; сборы хлопка и масличных культур, что позволило отменить нормирование хлопчатобумажных тканей и растительного масла. Удачно развивалось производство зерна, товарность по которому увеличилась с 10% % 1978 г. до 30% в 1984 г. В этот период среднегодовые темпы прироста валовой продукции сельского хозяйства составили 9,4%. В целом товарность сельского хозяйства выросла до 53,3% в 1984 г. против 33% в 1978 г. К середине 80-х гг. Китай становится крупнейшим в мире производителем зерна, хлопка, рапса, сахароносных культур, арахиса, соевых бобов, чая, мяса, обладателем самого многочисленного в мире поголовья скота. Однако душевое производство сельскохозяйственных продуктов оставалось на невысоком уровне, и Китай продолжал импортировать зерновые (3-4% от общего производства зерновых в стране), а также незначительное количество хлопка и сахара.

Повысился уровень жизни народа. В 1983 г. чистый доход на душу населения в деревне составил 309,8 юаней — на 176 юаней больше, чем в 1976 г. Таким образом, за 5 лет увеличение было большим, чем за 21 предшествующий год, начиная с 1949 г. С учетом роста цен доходы на душу населения Китая увеличились почти в 2 раза. В 1984 г. крестьяне направили 60% своих денежных расходов на потребление вместо 40% в 1978 г.

Хозяйственная реформа затронула и промышленность. Так же изменилось отношение к иностранному капиталу. К 1982 г. в Китае существовали 6 «специальных зон», где иностранному капиталу были предоставлены льготы для строительства предприятий, ввоза и вывоза капиталов, найма китайской рабочей силы. Общая сумма капиталовложений в иностранные и совместные предприятия исчислялась суммой более 1,5 млрд. долл. Особенно активно Китай развивал сотрудничество с США, Японией и Западной Германией.

Итак, основным итогом преобразований конца 70-х начала 80-х гг. можно считать оживление хозяйственной инициативы населения, переход китайской деревни и незначительной части промышленности к новым формам ведения хозяйства, характеризующимся рыночной ориентацией, при общем сохранении социалистической экономической системы.

Второй этап хозяйственных реформ в Китае начался с принятия в 1984 г. ЦК КПК постановления «О реформе хозяйственной системы», в котором конкретизировалась задача строительства социалистической экономики с китай­ской спецификой. Реформа предусматривала создание плановой системы, в основе которой сознательное использование закона стоимости, и ставила целью развитие социалистической товарной экономики, установление рациональной системы цен путем обеспечения свободы действия эконо­мических рычагов. Вводились новые формы экономической ответственности хозяйственных единиц. Предполагалось выдвижение на руководящие посты нового поколения кадров, что должно было способствовать созданию мощного и эффективного аппарата управления экономикой нового Китая. Ставилась задача усилить рыночные элементы в планировании, торговле, финансовой и налоговой системах, в механизме расчета заработной платы, подчеркивалась необходимость оживить внешнеэкономическую деятельность.

Характерно, что для обеспечения реализации всей этой программы особое внимание обращалось на необходимость усиления руководящей роли КПК. Партийные власти Китая предполагали, что социалистическая модернизация будет осуществляться в три этапа: к 2000 г. страна должна увеличить в 4 раза валовую продукцию промышленности и сельского хозяйства и добиться средних показателей жизни народа; к 2021 г. (100-летие КПК) — поднять Китай до уровня среднеразвитой страны; к 2049 г. (100-летие КНР) — превратить Китай в современную высокоразвитую державу.

В аграрной области реформа 1984 г. предусматривала продолжение политики, начатой в 1978 г.: дальнейшую реорганизацию народных коммун по пути разделения административной, хозяйственной и партийной власти, ук­репление системы производственной ответственности крестьян, расширение прав крестьян на их приусадебные участки, на продукцию подсобных промыслов и сельского хозяйства, создание условий для продажи излишков продукции на рынках.

Новым по сравнению с концом 70-х гг. было внимание реформаторов к городской экономике и промышленности. Смысл городских реформ сводился к тому, чтобы усилить хозяйственную самостоятельность предприятий: при усло­вии выполнения плана предприятию разрешалось вести производство с учетом потребностей рынка. Предприятиям разрешалось покупать на рынке оборудование и сырье и продавать дополнительно произведенную продукцию, не включенную в план предприятия, а иногда и часть плановой продукции. Из части прибыли, остающейся у предприятия, формировались фонды поощрения. Таким образом, сфера «директивного планирования» была сокращена, так же как и сфера «единого государственного установления цен». Макроэкономический контроль за деятельностью предприятий со стороны государства должен был носить скорее косвенный, чем прямой характер. Предполагалось формирование новой социалистической экономики, при которой функции государственных органов и предприятий должны четко разграничиваться. Важным были разрешение деятельности небольших частных и коллективных предприятий, кустарных мастерских, допуск частного предпринимательства, прежде всего в сферу торговли и обслуживания, курс на привлечение иностранного капитала.

Предполагалось, что реформа экономической системы в городах должна оказать прямое воздействие на экономику страны в целом, так как именно города выступили центрами товарного производства.

Рассмотрим основные результаты новой экономической политики в Китае во второй половине 80-х начале 90-х гг.

Реформы, ориентированные на создание рыночной экономики, стимулировали хозяйственное развитие Китая. Во второй половине 80-х гг. Китай вышел на 1-е место в мире по валовому производству хлопчатобумажных тканей и цемента, на 2-е — по выпуску телевизоров и добыче угля, на 3-е — по производству серной кислоты и химических удобрений, на 4-е — по выплавке стали, на 5-е — по производству электроэнергии и химических волокон, на 6-е — по добыче сырой нефти и производству сахара (имеются в виду валовые показатели). Были созданы такие новые для Китая отрасли промышленности, как производство металлургического и шахтного оборудования, авиационная, автомобильная, станкостроение, цветная металлургия, ядерная и космическая энергетика, производство крупномасштабных интегральных схем и ЭВМ. Улучшилось соотношение между легкой и тяжелой отраслями промышленности, увеличился удельный вес промышленности в валовом национальном продукте — с 25,2% в 1949 г. до 53,7 в 1985 г. При сохранении господствующих позиций государственного сектора в промышленности увеличилась доля кооперативного и частного сектора. Сформировался рынок средств производств. Была ограничена сфера планирования, заметно снизилось значение директивных пла­нов, все большую регулирующую роль стал играть рынок. Все государственные предприятия были превращены в относительно независимые экономические единицы, выступающие как социалистические товаропроизводители, полностью отвечающие за свои убытки и прибыли. Однако главенствующая роль государства осталась неизменной.

Несколько замедлились темпы развития сельского хозяйства. После шести лет быстрого роста Китай по сборам зерна уже несколько лет топчется на месте. По уровню урожайности основных сельскохозяйственных культур и производству продукции на душу населения Китай значительно отстает от развитых стран мира. Переход на семейный подряд дал быстрый эффект за счет интенсификации ручного труда. Однако возможности мелкотоварного про­изводства с низким уровнем технической оснащенности ограничены, а современной китайской деревне не хватает техники и специалистов.

Специалисты, изучающие развитие сельского хозяйства в Китае, отметили интересную закономерность: там, где годовой доход сельских жителей превышает 800 юаней на душу населения, заметно снижалась их трудовая актив­ность. Вместо того чтобы тратить деньги на производственные нужды, крестьяне предпочитали строить дома — и подчас на пахотной земле. Многие крестьяне «проедали» накопления, а не вкладывали их в производство. Это был очевидный тормоз в развитии товарного хозяйства.

Во второй половине 80—начале 90-х гг. общее руководство торговой деятельностью в Китае осуществляло министерство торговли: оно разрабатывало единые инструкции по управлению торговлей, координировало межотраслевые связи, участвовало в составлении годовых и перспективных планов, контролировало ход выполнения плановых заданий. Местные торгово-административные организации были подчинены вышестоящим. Государственный сектор занимал лидирующее положение на едином соци­алистическом рынке Китая. Государство контролировало запасы важнейших для народного хозяйства товаров, осуществляло единые меры по снабжению городских и сельских рынков всей страны, координировало отношения между различными сферами торговли, осуществляло распределение товаров между населенными пунктами. Коллективный и индивидуальный секторы торговли рассматривались как важное дополнение к государственному сектору экономи­ки. В 1985 г. был отменен контроль над закупочными и товарными ценами.

Изменения касались и организации внешнеторговой деятельности Китая. Более открытой стала внешняя политика, ориентированная на расширение связей с зарубежными странами. Исключительное место в ее реализации отводилось развитым капиталистическим странам.

В ряде районов — Шэньчжене, Чжухае, Шаньтодю, превращенных в особые экономические зоны, стала проводиться политика открытых дверей. Для притока иностранного капитала были открыты 14 морских портов.

В настоящее время экономические преобразования в Китае продолжают углубляться и расширяться, укрепляются элементы рынка. Однако частный сектор находится под строгим налоговым и инспекционным контролем. В Китае нет массовой социальной дифференциации доходов, подобной той, что происходит в России. Поэтому именно государственный, а не частный сектор, по-прежнему является важнейшим фактором экономического развития страны