Учебно-методический комплекс "История экономики"

Учебно-методический комплекс "История экономики"
Перейти на сайт obuhova-istu.ru

Введение

Тема I. Хозяйственные отношения в древнейших очагах цивилизации. Азиатский способ производства (IV тыс. до н. э. — начало I тыс. н. э.)

Тема 2. Античное рабство

Тема 3. Формирование аграрного общества в Европе в эпоху Средневековья. Основные признаки феодализма

Тема 4. Первоначальное накопление капитала в государствах Европейской цивилизации (XV — сер. XVII в.

Тема 5. Становление рыночной экономики в странах Западной цивилизации. Промышленный переворот. Индустриализация (конец XVIII — начало XX в.)

Тема 6. Развитие мирового капиталистического хозяйства в конце XIX- начале XX вв. Научно-технический прогресс

Тема 7. Развитие мирового хозяйства между двумя мировыми войнами (1918—1939 гг.)

Тема 8. Развитие мировой экономики во второй половине XX в. Два мира — две системы (1945—1991 гг.)

ведение

Глава 1 ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ ВОСПРОИЗВОДЯЩЕГО ХОЗЯЙСТВА, ТИПЫ ДОКАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Глава 2 ФЕОДАЛЬНАЯ СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВА СУЩНОСТЬ ФЕОДАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Глава 3 ГЕНЕЗИС КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ

Глава 4 ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ ЗАПАДНОГО МИРА. ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ В АНГЛИИ

Глава 5 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИИ МИРОВОГО КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО ХОЗЯЙСТВА В КОНЦЕ XIX- НАЧАЛЕ XX ВВ НАУЧНО- ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС

Глава 6 РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ ВЕДУЩИХ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВ В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД

Глава 7 СТАНОВЛЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛИЗМА В СССР

Глава 8 ХОЗЯЙСТВЕННОЕ РЕФОРМИРОВАНИЕ В СТРАНАХ ЗАПАДА В 1970-1990-е ГГ.

Глава 9 РЕФОРМИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА В СТРАНАХ ВОМСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ

Глава 10 РЕФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В СТРАНАХ АЗИИ И КУБЫ

Заключение

Библиография

РЕФОРМИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА В СТРАНАХ ВОМСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ

Экономические реформы, проводимые с начала 90-х годов в странах Восточной Европы, являются составной частью радикального обновления социально-экономического и политического строя, становления качественно новой модели хозяйствования в постсоциалистических странах.

Уже в 60-е годы стало очевидным, что сложившаяся социально-экономическая система и ее хозяйственные механизмы не могут создать эффективную социально-ориентируемую экономику, активно использующую достижения научно-технического прогресса и взаимодействующую с мировым хозяйством. Падение темпов роста экономики, отставание наукоемких производств, перекосы в финансовой сфере, рост внешней задолженности, сравнительно низкий жизненный уровень населения были характерны для восточно-европейских стран. Меры по интенсификации производства, предпринятые в 70—80-е годы, не увенчались успехом. Продолжавшийся глубокий экономический кризис, нестабильность возникших политических систем, обострение национальных противоречий, развал многонациональных государств (Югославия), безработица, обеднение населения — эти процессы конца 80-х годов подтверждали, что необходимы глубокие преобразования в социально-экономической сфере.

В 1990 г. в целом определился курс в направлении западной демократии, рыночных отношений через приватизацию госсектора и поощрение частного предпринимательства.

Данный курс во всех странах сопровождался нарастанием кризисных явлений. Глубина экономического спада в странах восточно-европейского региона выражается в сокращении валового национального продукта (ВНП) в 1990— 1992 гг. в Болгарии почти вдвое, Румынии на 1/3, Венгрии и Чехословакии на 1/4, Польше на 1/5. Еще более масштабным было падение промышленного производства, которое в Болгарии и Румынии уменьшилось более чем вдвое, Венгрии и Чехословакии — на 1/3, Польше — почти на 1/4.

Во второй половине 1992 и в 1993 гг. наметились изменения в динамике экономического спада. Его темпы замедлились, а в наиболее продвинутых по пути рыночных реформ Польше, Венгрии, Чехии отмечаются признаки стабилизации, перехода кризиса из общего в структурный. Замедлилось обвальное снижение инвестиций и потребительского спроса, жизненного уровня.

Но рыночная трансформация привела к росту безработицы (более 5,5 млн. чел. к концу 1992 г.), обострению проблемы бедности, имущественному расслоению, росту преступности и другим негативным явлениям.

Венгрия

В восточно-европейском регионе раньше других на путь реформ встала Венгрия, которая приступила к преобразованиям в 1968 г., хотя решения о хозяйственной реформе принимались еще в 1966 г. Тогда утверждалось, что основной чертой хозяйственного механизма должна стать органическая связь централизованного планового управления с активной ролью товарных отношений и рынка на основе социалистической собственности на средства производства. Однако попытки совместить эти во многом противоречивые начала не привели к желаемым результатам. Поэтому с 80-х гг. наряду с созданием рынка потребительских товаров был взят курс на формирование рынка факторов производства, ценных бумаг, иностранной валюты. Таким образом, рыночными отношениями охватывалась все более широкая сфера общественного воспроизводства. Возрастала доля частного капитала. В 1987 г. в этом секторе произведено 7% национального дохода (без учета частного сельскохозяйственного производства). В промышленности были разрешены частные хозяйства и фирмы с наймом до 500 человек. Развивались различные формы мелких предприятий, широкое распространение получили хозяйственно-трудовые сообщества (ХТС). Это — добровольные ассоциации частных лиц с целью совместной деятельности в обслуживании, мелком производстве и прочих сферах. ХТС состояли исключительно из работников и пенсионеров данного предприятия и функционировали в нерабочее время. Предприятие и ХТС свободно договаривались об оплате за пользование помещением и оборудованием, о цене сырья и материалов, оплате услуг во внеурочное время. К 1983 г. в Венгрии образовалось свыше 3500 ХТС.

Как и в некоторых других странах, например Польше, банкам, государственным учреждениям и предприятиям разрешалось выпускать облигации и акции, определенная доля которых могла приобретаться населением. Таким образом, формировался акционерный капитал и рынок ценных бумаг. Одновременно это один из путей приватизации собственности.

В сельском хозяйстве Венгрии в те годы действовали противоречивые тенденции. Доля государственных предприятий оставалась довольно стабильной. Но за это время страна пережила две крупных волны «коллективизации», т. е. принудительного образования сельскохозяйственных кооперативов, в начале 50-х гг. и в 1959—1961 гг. Последняя передала в кооперативы из частного владения более 2/3 пахотной земли. Членам кооперативов было разрешено иметь лишь небольшой участок земли и немного домашнего скота. В последующие годы происходит постепенное расширение производства в частном секторе. Увеличивалось и кооперативное хозяйство при одновременном сокращении доли государственных предприятий.

Несмотря на то, что венгерская реформа началась раньше и протекала сравнительно радикально, существенных последствий для общества она не дала. В 1987—1988 гг. практически не увеличился объем валового национального продукта. Также осталось на одном уровне производство промышленной продукции при сокращении производства на государственных предприятиях и росте производства в кооперативном и частном секторах.

В начале 80-х годов в Венгрии произошла либерализация цен, что определило долговременный рост цен всех уровней. В 1988 г. по сравнению с предыдущим внутренние цены промышленности увеличились на 4,1%, в подрядных строительных организациях — на 5,4%, розничные цены (в среднем за год) — на 15,7%. В 1990 г. цены выросли еще на 29%, в 1991 г. — на 35%. В этих условиях правительство вынуждено было ужесточить финансовую политику и к концу 1991 г. добилось некоторого снижения уровня инфляции и темпов роста цен. Ниже приводится изменение индекса цен в 1991 г. (по отношению к предыдущему месяцу).

Месяц

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Индекс цен

107,5

104,9

103,7

102,4

102,2

102,1

100,9

100,2

101,5

101,3

101,0

100,7

В сравнении с другими восточноевропейскими странами, проводящими реформы, в Венгрии антиинфляционная политика принесла более ощутимые результаты: значительный приток иностранного капитала, прогрессивные рыночные преобразования, эффективные меры против неперспективных предприятий. Принятый в 1991 г. закон о банкротствах оказался радикальным средством, так как он устанавливал процедуру ликвидации неплатежеспособных предприятий. Она заключалась в следующем: суд определяет сроки, порядок, очередность погашения долга и принимает решение о приватизации. Однако если предприятие в течение трех месяцев не может удовлетворить претензии кредитора, то производство прекращается. Введение закона о банкротствах повысило дисциплину и ответственность хозяйственных руководителей в финансовых вопросах.

Такие показатели реформ, как определенная самостоятельность предприятий, открытость экономики, рост слоя предпринимателей, положительные сдвиги в ценообразовании и другие обеспечили Венгрии эволюционный характер последующих реформ.

В 1992—1993гг., по оценкам экспертов, рубеж на пути перехода к рынку был пройден. Банковская и налоговая системы были приближены к нормам, действующим в западноевропейских странах, фактически достигнута внутренняя конвертируемость форинта. В это время удалось приостановить рост валовой задолженности, несколько сократить чистую задолженность. Наблюдался рост притока иностранного капитала (к концу 1993 г. он составлял 4 млрд.долл., т.е. половину всех инвестиций Запада в Восточной Европе и СНГ).

Заметно выросла доля негосударственного сектора (частного, кооперативного, иностранного), которая превысила по стоимости государственный. На частный сектор приходилось 1/3 ВНП и около 20% занятых.

В целом завершилось создание законодательных основ рыночной экономики, ее инфраструктуры (банков, бирж, инвестиционных фондов и т.д.). Страна приступила к санации убыточных предприятий. В 1992 г. против 2300 организаций были возбуждены дела о банкротстве.

Вместе с тем серьезный спад наблюдается в сельском хозяйстве, где произошла ликвидация сельхозкооперативов. В 1992 г. объем производства аграрной продукции сократился примерно на 1/4.

Продолжал сокращаться и объем инвестиций при одновременном росте дефицита бюджета (в 1993 г. примерно 7% ВНП). Росла безработица, которая составила 12% от трудоспособного населения.

Таким образом, к 1994 г. страна миновала в основном стадию спада, но окончательный поворот к подъему в экономике еще не наступил.

Польша

Во многом аналогичная ситуация сложилась и в Польше. Экономическая реформа здесь началась в 1982г. принятия большого количества законов после введения в декабре 1981 г. военного положения, которое должно было, как предполагалось, стабилизировать экономику. Однако усиление несбалансированности и инфляции, проявившееся в ходе реформ, привело к смене правительства и победе «Солидарности». Правительство Т.Мазовецкого (род. в 1927 г.) начало форсировать переход к рыночным отношениям, близким к существующим в высокоразвитых странах Запада. С конца 1989 г. были приняты меры по созданию равновесия на рынке путем отказа государства от контроля за ценами с одновременным ограничением роста заработной платы трудящихся.

В трансформации социалистического общества Польша обратилась к «шоковой терапии». В начале 1990 г. здесь были отпущены цены на 90% видов продукции и услуг. Однако социальная напряженность заставила правительство увеличить число контролируемых цен на продукты питания и продукцию 24 крупнейших предприятий-монополистов, а также резко сократить компенсационные расходы роста цен. Инфляция оставалась высокой и составила 250%. В этих условиях польское правительство обратилось к жесткой денежно-финансовой политике. В результате наметилась тенденция снижения инфляции. Во втором полугодии 1991 г. цены увеличивались лишь на 5—6% в месяц против 69% в январе 1990 г.

Одновременно нарастали и негативные последствия реализации первого этапа «плана Бальцеровича». Прежде всего, это сокращение производства в промышленности (по прогнозам польского Центрального Управления планиро­вания — на 24% по сравнению с 1989 г.), трудности с реализацией сельскохозяйственной продукции, рост безработицы (более 1 млн. чел.), снижение реальных доходов населения. Кроме того, нарастало сопротивление приватизации (вплоть до оккупации зданий), чаще в системе торговли, где под видом борьбы с номенклатурой и монополией магазины продавались частным лицам со стороны, а не самим работникам торговли. На местах начала прояв­ляться принудительная приватизация. Все это усилило недовольство людей, отказавших в ноябре 1990 г. в доверии правительству Т.Мазовецкого.

Положение в стране усугубляла огромная внешняя задолженность. Получив в 1971—1987 гг. 47 млрд. долл. кредитов, Польша выплатила в счет их погашения и уплаты процентов 50 млрд. долл. и в 1989 г. оставалась должна еще около 39 млрд.долл. Внутренних ресурсов даже для выплаты процентов уже не хватало. В поисках выхода власти вынуждены были идти на новые займы, что в сочетании с правительственным кризисом создавало непрогнозируемую ситуацию в будущем.

Экономические трудности подтолкнули правительство к тому, чтобы весной 1990 г. повысить ставку процента за кредит до 50%, а во второй половине года — уже до 70— 80%. Новая система налогообложения обязывала предприятия отчислять в бюджет до 80% заработанных средств. Сохранились и действовали некоторые прежние налоги. Так, налог на основные фонды препятствовал закупке предприятиями новейшего оборудования, что оказывало дестимулирующее воздействие на их экономическую деятельность. Это вынудило правительство уже во второй половине 1991 г. пойти на снижение ставки процента на кредит почти в 1,5 раза. И все же денежно-финансовая политика польского правительства носила неустойчивый характер. Между тем необходимость борьбы с инфляцией и укрепления бюджета требовала отчислений значительной части доходов предприятий в бюджет, которые благодаря своему монопольному положению и дефициту рынка, могли получать огромные прибыли. Однако руководители предприятий не спешили принимать новые экономические условия, занимая пассивную позицию. Во втором полуго­дии 1991 г. более 20% государственных предприятий оказались неплатежеспособными, задолженность достигла 33,3 трлн, злотых. Не нарушая в целом монетаристской концепции реформ, польское правительство разрешило использование вексельного оборота и выдачу предприятиям банковских кредитов под залог (технические средства, транспорт и т.д.).

В 1991 г. польское правительство начало осуществлять, хотя медленно и нерешительно, политику приватизации. Однако приватизация, не носившая массового характера, не могла принести сколько-нибудь заметных положительных результатов. К тому же экономическая деятельность пред­приятий, объем производства, численность производственного и вспомогательного персонала предприятий не изменились. И в итоге в 1991 г. средняя рентабельность приватизированных предприятий снизились с 20—40% до 8%.

В 1992 г. наметились новые тенденции, что выразилось в положительных значениях показателей экономического роста (см. табл.1). Всеобщий спад начал переходить в структурный. При снижении производства в добывающей промышленности и металлургии оно выросло в деревообработке, элек­тромашиностроении, химической промышленности. В первой половине 1993 г. производство в промышленности и сельском хозяйстве увеличилось на 8%. Рост ВВП (по оценке) составил в 1993 г. 4-5%.

В первой половине 1994 г. промышленное производство возросло на 9,9% по сравнению с тем же периодом 1993 г. Но оно остается на значительно более низком уровне, чем в 1989 г. — до принятия программы экономической стаби­лизации и реформ. Стабилизационная программа помогла сократить инфляцию с 640% в 1989 г. до 35,3% в 1993 г., хотя инфляция выше, чем ожидалась. Доля частного капитала в совокупном ВВП увеличилась за 1989—1993 г. с 28 до 50%. Структурная перестройка и спад производства в ряде отраслей обусловили повышение безработицы.

Чехословакия

Положение в Чехословакии до 1990 г. было относительно стабильным. Здесь наблюдался рост национального дохода (например, в 1988 г. — на 3%). Правительство проводило ряд мероприятий, касающихся урегулирования ка­питального строительства, снижения материальных запасов, развития фондов заработной платы, повышения сбалансированности внешней и внутренней торговли. 1 В 1988 г. были реализованы некоторые шаги по реформированию хозяйственного механизма, в частности, направленные на повышение самостоятельности промышленных объектов и их ответственности за эффективное развитие. Началась перестройка центральных органов, что при­вело к сокращению аппарата на 20%. Однако желаемых результатов достигнуто не было.

В ноябре 1989 г. в Чехословакии к власти пришло новое правительство (события получили название «бархатная» или «нежная» революция), которое радикализировало курс на свободный рынок и плюрализм форм собственности. Уже в сентябре 1990 г. число зарегистрированных частных предприятий достигло 339 тысяч. С 1 ноября того же года вступил в силу закон «О смягчении последствий некоторых имущественных несправедливостей», предполагающий возвращение прежним хозяевам или их наследникам имущества, которое было национализировано после 1948 г. Несомненно, что этот акт ускорил процессы денационализации. Кроме того, началась «малая приватизация» — распродажа магазинов, предприятий бытового обслуживания, мастерских.

Как и в других восточноевропейских странах, период перехода к рыночным отношениям сопровождался нарастанием разбалансированности народного хозяйства. За первые три квартала 1990 г. по сообщениям Федерального статис­тического управления объем промышленного производства в стране сократился на 3,7% (строительство — даже на 7,6%). Розничная торговля, напротив, увеличилась на 8,2% при росте розничных цен на 7,2%.

Рост безработицы был не так явно выражен: к ноябрю 1990 г. численность безработных составляла 44 тысячи, или 0,6% от общей численности трудоспособных. Но данный процесс является уже одним из факторов напряженности в обществе. Чтобы смягчить возможный всплеск недовольства, в декабре 1990 г. Федеральное собрание приняло закон о занятости, по которому безработный имеет право на пособие в течение одного года: первые шесть месяцев 60% своего заработка, затем — 50%.

Среди важнейших проблем чехословацкой экономики правительством выделялась почти полная зависимость от импорта энергии и сырья из СССР.

В Чехословакии на начальном этапе реформ 70% государственных предприятий являлись неплатежеспособными, их задолженность составила примерно 80 млрд.крон. Проводя целенаправленную денежно-финансовую политику, правительство практиковало кредитование лишь рентабельных предприятий. Не отказалось оно и от некоторых методов кредитования. Государство оказывало помощь предприятиям, выпускающим военную продукцию. Для этих целей было выделено 1,2 млрд.крон. Значение этого ме­роприятия определялось тем, что удельный вес военной продукции в ВНП был высок, поэтому важным являлось содействие государства переводу оборонных предприятий на выпуск продукции мирного значения.

Ставка процента за кредит в 1991 г. оставалась низкой (25%), и по-прежнему банковские кредиты могли получать лишь перспективные предприятия со стабильным экономическим положением.

. Освобождение цен в ЧСФР было осуществлено в январе 1991 г. В первом полугодии розничные цены возросли на 50% (на продовольствие — 28%, промтовары — 67%), а во втором полугодии при отмене контроля государства над другими товарами и услугами рост фактически прекратился. В целом за 1991 г. цены увеличились всего на 59%. Это объяснялось сравнительной устойчивостью чехо-словацкой экономики.

Вариант проводимой в ЧСФР реформы отличался сбалансированностью и последовательностью, чему способствовали высокий исходный уровень экономического развития страны, насыщенность внутреннего рынка. Поэтому страна избежала разбалансировки экономики. В 1992 г. здесь отмечался минимальный уровень инфляции. Почти не сократилась реальная заработная плата. Меньшим был спад инвестиций и сельскохозяйственного производства, относительно небольшой была внешняя задолженность (10 млрд.долл. к концу 1992 г.).

Но с 1993 г. после распада федерации усилились кризисные явления. Только за 1 квартал 1993 г. промышленное производство в Чехии упало на 8%, на треть снизился экспорт. Но лучшие перспективы сотрудничества с Западом могут придать реформированию более стабильный характер.

Экономика Словакии имеет худшие стартовые возможности. В 1993 г. снижение ВНП (по оценке) составляет не менее 5%. Традиционная привязка к восточному рынку осложняет ситуацию. Разработанная правительством программа на ближайшее время содержит 5 приоритетных направлений: энергетика, малотоннажная химия, деревообработка, экология, туризм. Для ее реализации предполагается шире использовать внебюджетные источники финансирования.

Югославия

Страна, где реформы начались одновременно с реформой в СССР: в 1965 г. В дальнейшем она в качестве основных ориентиров имела курс на повышение самостоятельности входящих в нее республик и отдельных предприятий. В 1974 г. было провозглашено создание системы самоуправленческого планирования, что привело в конце 70-х годов к заметным диспропорциям регионального и отраслевого характера, росту внешней задолженности. Свободное ценообразование и отсутствие государственного контроля за ценами вызвали высокий уровень инфляции. Поэтому в 1982 г. выдвигается в качестве неотложной задачи политика экономической стабилизации, включающая традиционные меры: обуздание инфляции, снижение роста цен, а также дефицита внешнеторгового и платежного балансов. Один момент следует выделить: подчеркивалась необходимость выравнивания уровней экономического развития отдельных республик СФРЮ. Неравномерность развития была одним из факторов роста нестабильности в республиках Югосла­вии, поскольку многие жители «развитых» территорий, имеющих более высокий уровень жизни, видели в реализации данного курса опасность для своего экономического положения и требовали не выплачивать субсидии в Фонд феде­рации по финансированию «недостаточно развитых». Это усиливало сепаратистские и националистические тенденции в Югославии, уже тогда создавало опасность ее разделения.

Несмотря на радикальные по сравнению с другими странами преобразования, Югославии не удалось преодолеть кризисное состояние хозяйства. Новое правительство А.Марковича (род. в 1924 г.), сформированное в марте 1989 г., предприняло более решительные шаги по реформированию хозяй­ственного механизма (отметим — без смены общественной ориентации). Маркович выдвинул цель создания нового облика социализма, основанного на рыночной экономике, разнообразии форм собственности и политическом плюрализме. Правительство с 1 января 1990 гг. ввело в действие комплекс мер по борьбе с инфляцией (в 1989 г. она составила 2665% по показателю роста розничных цен). Среди них замораживание заработной платы при сохранении свободного ценообразования примерно для 80% товаров и услуг, либерализация значительной части импорта, введение конвертируемого динара путем его деноминации (10 000 старых динар к 1 новому) и установление его постоянного курса к западногерманской марке (в соотношении 7 к 1). Это дало положительные результаты. К апрелю 1990 г. прекратился рост цен, наблюдалось некоторое оживление в производстве. Но, как теперь известно, сепаратистские тенденции республик привели к новым социально-экономическим потрясениям, гражданской войне и распаду государства.

Румыния

Достаточно трудно оценить процесс реформ в Румынии. По официальным данным начала 1989 г., он протекал успешно, что выразилось в росте национального дохода на 3,2%, производительности труда в промышленности на 2,1% и т.д. Подчеркивалось также, что «благодаря мерам по совершенствованию финансово-экономического механизма, всей системы рабочего самоуправления, самофинансирования и хозрасчета повысилась ответственность советов управления в министерствах, централях и на пред­приятиях, общих собраний трудящихся за всю экономическую и социальную деятельность».

По подсчетам авторитетных западных научно-исследовательских центров, в Румынии не только не был выполнен ни один из плановых показателей, но и наблюдался резкий спад в большинстве сфер экономики, а национальный доход сократился на 5%. Так или иначе, режим Чаушеску (1918—1989) был, свергнут, и в мае 1990 г. победу на выборах одержал Фронт национального спасения. Правительство в сложной экономической обстановке (прежде всего снижение уровня жизни населения), обостряющей общую нестабильность, приступило к разработке варианта оздоровления экономики и преодоления хаоса, рассчитанного на два — четыре года. В Румынии полагали, что такой стабилизационный период необходим для подготовки перехода к рыночной экономике. Была начата практическая работа по выполнению первых декретов новой власти, свидетельствующая об осторожном подходе к экономическим реформам. Осуществлялась перекачка ресурсов из производства в социальную сферу, особенно для нормализации снабжения населения потребительскими товарами и энергией.

Постепенно изменялась роль центральных органов управления: сократилось количество распределяемой централизованно продукции с 1800 до 1400 видов, более гибкой стала система плановых показателей. В сельском хо­зяйстве были повышены закупочные цены, равно как и заготовительные, на 40%, а также выделено членам сельхозкооперативов до 0,5 гектаров земли в бесплатное семейное пользование (прочим жителям села и города пре­доставлялось по их желанию и с согласия кооперативов до 0,25 гектаров за определенную плату). Приусадебные участки членов кооперативов (не более 0,6 га) были объявлены частной собственностью с правом наследования.

Результатом либерализации цен в Румынии в конце 1990 г. явился рост цен на продовольственные товары на 661%, промышленные — на 114%*. Особенности освобождения цен в Румынии заключались в следующем. Не раз­решалось устанавливать свободные цены на потребительские товары, если на рынке были представлены меньше трех поставщиков данной продукции; цены на некоторые товары могли быть установлены с согласия государственных органов. На втором этапе либерализации (апрель 1991 г.) свободные цены были установлены на 83% оборота потребительских товаров и 89% оборота продукции промышленного назначения. За четыре последующих месяца цены в целом выросли на 316%. Правительство обещало населению компенсировать 70% роста цен, но на практике компенсация составила лишь половину запланированного размера. Социальная напряженность (ответ на рост цен) заставила правительство в ноябре 1991 г. установить прейскурантные цены на мясо и мясные продукты, снизив цены на них вдвое.

В 1992 г. сокращение ВНП, промышленности и сельского хозяйства здесь было самым резким. Производство, потребительский рынок удалось сохранить почти исключительно за счет притока внешних кредитов, которые пошли в основном на покрытие дефицита взаимных платежей хозяйствующих субъектов.

Структурный кризис затронул как отрасли тяжелой промышленности, зависящей от импортных ресурсов, так и пищевкусовую промышленность. По данным 1993 г., сокращение промышленного производства не прекратилось. Нестабильность экономики проявилась и в сфере ценовой и финансовой политики. Объем бюджетного дефицита на 1993 г. оценивался в 6% ВНП.

Болгария

В Болгариипосле ряда неудавшихся попыток на рубеже 80-х годов, проходивших на фоне спада темпов экономического роста, в 1987—1988 г. начался новый этап реформ. Правительство сделало ставку на быстрое внедрение рыночных отношений и предложило с целью смягчения болезненных последствий сочетание быстрого («шокового») варианта экономической реформы с постепенным. Главное в антикризисной программе — переход от централизованного планирования к экономическим отношениям, основанным на многообразии форм собственности и хозяйствования. Предполагалось, что свободное ценообразование должно пройти в два этапа, сочетаясь с мерами по контролю за инфляцией. Большое внимание уделено экономии государственного бюджета при ограничении роста доходов населения. В целях сокращения внешней задолженности, оцениваемой на середину 1990 г. в 10—11 млрд.долл., предусматривалось сокращение импорта и увеличение экспорта. В Декларации правительства (февраль 1990 г.) указывалось, что государственное регулирование экономики будет осуществляться косвенными методами с помощью бюджета, налогов, отчислений, таможенных пошлин, кредитов, централизованных капиталовложений и т.п. Предлагалось установить социальные гарантии равноправного доступа всех граждан к труду, доходам, здравоохранению, образованию и другим социальным благам.

Либерализация цен была осуществлена в феврале 1991 г. По сравнению с декабрем 1990 г. индекс цен составил: в июне 1991 г. 416%, августе 467%, октябре 504%. Следует подчеркнуть, что рост цен на товары не покончил с дефи­цитом некоторых товаров, реализуемых как по свободным, так и контролируемым ценам.

Самый высокий уровень инфляции (в 1991 г. около 600%), финансовая нестабильность, дефицит бюджета и другие факторы поставили Болгарию в тяжелое положение. На повестке дня стоял вопрос о возможности осуществления монетаристской концепции. В 1991 г. был утвержден курс на государственную помощь некоторым отраслям и предприятиям, в первую очередь предприятиям пищевой и легкой промышленности, продукция которых могла конкурировать на мировом уровне. С 1992 г. вошли в практику государственные гарантии кредитов, полученных предприятиями для выпол­нения государственных заказов.

В последующем заметно усилился структурный кризис: доля безработных здесь оказалась самая высокая (15%), что в немалой степени объясняется прежней наиболее тесной интеграцией в экономическую систему Совета Экономической Взаимопомощи.

В 1993 г. темпы спада несколько замедлились. По правительственным оценкам, сокращение ВНП составило 4%, а бюджетный дефицит — 6-8% ВНП.

В Болгарии медленнее, чем в других странах, идет развитие частного сектора. В 1992 г. в нем было занято около 0,5 млн.человек и создавалось 10% ВНП. Приватизация как необходимая часть рыночных реформ осуществлялась в основном по линии реституции (возврата собственности прежним владельцам).

Сводные показатели по рассмотренным странам приводятся в табл.1 и 2.

Германия

Резкое изменение политической ситуации во взаимоотношениях ГДР и ФРГ в течение 1989—1990 г. отразилось на протекании экономических процессов первой из них. «Открытие границ» ГДР привело к сокращению производства продукции из-за неконкурентоспособности ее с западными товарами. Остро проявился массовый отток кадров. Только во втором полугодии 1989 г. республику покинули 343 тыс.чел. или 3,1% занятых в производстве. Усилилась дестабилизация потребительского рынка вследствие введения валютного и экономического союза. Это усилило объединительные тенденции, и в октябре 1990 г. создание единого германского государства стало историческим фактом.

Динамика экономического роста, % к предыдущему году

Валовый национальный продукт

Промышленное производство

1990

1991

1992

1993

1990

1991

1992

1993

Болгария

-13,3

-25,8

-12,0

-6,0

-17,5

-27,8

-22,0

-10,0

Венгрия

-3,3

-10,0

-5,0

1,0

-5,0

-20,0

-10,0

1,0

Польша

-11,6

-9,0

2,0

4,0

-24,0

-11,9

4,2

5,0

Румыния

-7,2

-13,1

-15,0

-8,0

-19,7

-21,0

-21,8

-12,0

Чехо-Словакия*

-3,1

-16,0

-8,5

-3,0/

-6,0

-3,7

-23,0

-11,0

-6,0/

-10,0

*В числителе – Чехия, в знаменателе – Словакия.

Рост потребительских цен, прирост в % к предыдущему году.

1990

1991

1992

Болгария

65

474

80

Венгрия

29

35

23

Польша

585

70

43

Румыния

51

223

150

Чех –

Словакия

10

59

11

Основные выводы

  1. В радикальном обновлении социально-экономической системы в бывших социалистических странах решающая роль принадлежит государству, которое на начальном этапе реформ представляет собой совокупность органов власти, не подчиняющихся рыночным механизмам, управляющих экономикой, по сути, принудительными мерами. В процессе реформирования государство постепенно теряет роль верховного собственника средств производства и органов управления хозяйственной деятельностью.
  2. Предприятия постепенно обретают независимость от государства. Однако на начальном этапе реформ значительная часть предприятий все еще сохраняла зависимость. Отсюда закономерны патернализм по отношению к государственным предприятиям и лояльная бюджетная политика государства. В Польше, Болгарии, Румынии патернализм проявляется в большей степени. Предприятия, привыкшие к государственной поддержке, были не в состоянии отказаться от субсидий. В Венгрии и Чехословакии проводилась более жесткая политика по отношению к неперспективным предприятиям. В этой ситуации важнейшей проблемой выступает проблема нахождения баланса между государством и рын¬ком. Ее решение означает, прежде всего, переход от админис¬тративно-командного управления к гибкому экономическо¬му регулированию, определение сфер государственного и рыночного регулирования в процессе становления рынка. При этом соотношение государственных и рыночных эле¬ментов не может быть одинаковым во всех реформируемых странах, что обусловливается особенностями каждой стра¬ны. Как подтверждает реальность, безусловны и общие принципы в подходе к трансформации бывших социалистических стран. К ним относятся: приватизация собственности, демонополизация, формирование экономики открытого типа, финансовая стабильность и др. Успех реформ зависит во многом от наличия рыночных структур в прежней, соци¬алистической системе хозяйства, товарно-денежной сба¬лансированности, оптимального соотношения крупных, средних и мелких предприятий, наличия предпринимательского слоя, степени развития демократии, поддержки проводимых реформ населением и других факторов. В большей мере эти факторы обнаружились в Венгрии, Польше и Чехо-Словакии.
  3. Важнейшей задачей начального этапа реформ явилась макроэкономическая стабилизация, позволяющая сгладить разрушительные действия инфляции, установить сбалан¬сированность бюджета, конвертируемость национальной валюты, создать условия для конкурентных экономических отношений. Достижение макроэкономической стабилизации предполагает принятие целого ряда мер, в том числе непопулярных. К этим мерам относятся либерализация цен, ограничение доходов населения и предприятий, сокращение кредита, повышение процентных ставок кредита, уменьшение централизованных дотаций, военных, административно-управленческих и других расходов.
  4. Ход макроэкономической стабилизации в восточноев¬ропейских странах сопровождается трудностями в экономике и в целом в обществе.
  5. Либерализация цен происходила в 1990-1991 годах. На первом этапе были отпущены цены на многие виды потре¬бительских товаров и продукцию производственного на¬значения. На втором этапе был отменен контроль государ¬ства над ценами уже на абсолютное большинство видов сельскохозяйственной и промышленной продукции и услу¬ги. В результате государственные органы могли контроли¬ровать лишь небольшое число товарных позиций.
  6. Либерализация цен приводит к резкому снижению жизненного уровня населения. К тому же государство вынуждено ограничить рост доходов. Это является надежной мерой в период макроэкономической стабилизации. Ограничение роста заработной платы касается работников государственных предприятий и учреждений, частные и иные негосудар-ственные предприятия не испытывают препятствий в росте зарплаты. Названная правительственная мера была на¬правлена против резкого повышения доходов, которое может привести к инфляционному витку.
  7. Одновременно государство стремится ослабить нега¬тивные последствия новой денежно-финансовой полити¬ки, компенсируя рост цен на потребительские товары. Так, в Венгрии была разработана система компенсаций, которые составляли 50-100% роста стоимости жизни. В Болгарии и Румынии компенсация предусматривала 70-80% роста цен. Система социальной защиты различных социальных групп в Венгрии, Польше, Чехо-Словакии предполагала участие, как государственных институтов, так и обществен¬ных организаций.
  8. Практика выявила некомплексность компенсационных мер и их направленности на решение текущих проблем. Говоря о формировании развитой системы социальной защиты населения в ходе проведения реформ, следует назвать такие формы компенсации, как увеличение разме¬ра пенсий, пособий и других выплат в размере 60-80% роста цен; пособия из местных бюджетов, выплачиваемые многодетным семьям, лицам пожилого возраста, одиноким матерям, детям; повышение заработной платы работникам бюджетных организаций и государственных предприятий; регулирование минимальной заработной платы; помощь безработным в виде пособий, кредитов на организацию собственного дела, переквалификацию и т.п.
  9. Государственная финансовая политика восточноевропей¬ских стран в ходе макроэкономической стабилизации долж¬на была сократить дефицит бюджета, обеспечить поступле¬ния в бюджет и создать эффективную систему кредитования. В основу финансовой политики был положен курс на рефор¬мирование бюджетной, банковской и налоговой систем, ограни-чение кредита. Первыми шагами начального этапа макроэ¬кономической стабилизации явились: сокращение бюджет¬ной поддержки предприятий и капитальных вложений. Резко повысились процентные ставки кредита и налоги на доходы предприятий. Проценты на кредиты были столь высоки, что по существу кредит многим стал недоступен. Поэтому в дальнейшем проценты были снижены.
  10. По причинам спада производства и сокращения налоговых поступлений дефицит бюджета достиг значительных размеров. Например, в Польше дефицит составил 4,5% ВВП. И в последующие годы ни в одной стране пока не удалось сбалансировать бюджет.
  11. Бюджет несет огромную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания производства и цен на потребительские товары. Реформирование системы бюджета предполагает введение рыночных форм налогов и рост объема местных бюджетов. В результате осуществления мер по макроэконо¬мической стабилизации и освобождения цен в государствен¬ном бюджете увеличилась доля расходов на социальную сферу и снизились расходы на нужды экономики. Однако все еще оставались ощутимыми субсидии предприятиям, затра¬ты на оборону, содержание государственного аппарата и др.
  12. Говоря о государственном бюджете, следует указать на от¬сутствие его стабильности во всех странах Восточной Европы.
  13. Развитие рыночных отношений предполагает введение новых видов налогов. Одним из них стал налог на добав¬ленную стоимость, который был введен в Венгрии в 1988 г., в других странах — в последующие годы. Другим новым видом налога выступает общий подоходный налог вместо налога на зарплату. Прогрессивность названного налога заключается в том, что он утверждает равенство всех законных источников дохода, отражая развитие рыночных отношений.
  14. В каждой стране возможны свои варианты налоговых реформ. Так, в Венгрии наблюдается уменьшение налоговых льгот. С 1992 г. отменены 50% льгот частным предпринимателям. В Болгарии определена одна базовая ставка с оборота (22%). В Румынии при расчете налога с оборота берется общая стоимость продук¬ции, дифференциация по видам изделий не производится. Тенденции развития налоговой системы в восточноевро¬пейских странах противоречивы. Однако очевидна необхо-димость уменьшения видов налогов и постепенное сниже¬ние уровня налогообложения.
  15. Реформы, осуществляемые в странах Восточной Евро¬пы, сопровождаются глубоким спадом производства. При¬чинами являются: разрушение социалистической системы хозяйствования и незавершенность реформирования эко¬номики, а также разрушение хозяйственных связей между социалистическими странами, вызванное распадом социа¬листического лагеря.
  16. Программы реформ в странах Восточной Европы, наце¬ленные на создание рыночных отношений, высокоэффективной экономики включают сокращение государственно¬го сектора в хозяйстве. Проводится приватизация государ¬ственных предприятий и развитие частного сектора. Выбор той или иной формы приватизации определяется конкурентными условиями страны.
  17. В ЧСФР распределение собственности через купоны объяснялось наличием крупных предприятий, которые весьма сложно продать. В 1992 г. 8,6 млн. человек получили купоны, из них 1 млн.человек в том же году обменяли эти купоны на акции предприятий. В Венгрии был избран отвечающий принципам рыночной экономики путь пря¬мой продажи акций государственных предприятий населе¬нию. Однако выкуп акций осуществляется очень медленно и не оправдывает надежды на быстрое формирование важ¬ного источника пополнения государственного бюджета.
  18. В условиях шоковой терапии в Польше в короткий срок было апробировано несколько форм приватизации: прода¬жа предприятий, распределение государственной собственности через купоны и через акции.
  19. В современных условиях приватизация осуществляется с помощью различных финансовых институтов (фонды, холдинги, инвестиционные компании). Приватизация с помощью таких институтов дает возможность в короткий срок вы¬вести предприятие из государственного подчинения и пе¬редать его финансовым институтам, организованным на коммерческих началах.
  20. Приватизация, в какой бы форме она не проводилась, требует законодательного оформления и поддержки соот¬ветствующих органов. Однако пока приватизация зачастую сводится к передаче государственной собственности бю¬рократическим силам, укрепляющим свои позиции. Между тем необходимость скорейшего преодоления кризиса дела¬ет приватизацию не простой сменой собственника средств производства, она становится условием становления час¬тной собственности и независимого предпринимательства.
  21. Развитие свободного предпринимательства в реформи¬руемых странах осложняется монополизмом государства и отдельных хозяйственных субъектов. Решение проблемы демонополизации сопряжено с осуществлением целого ряда мер, в том числе преодолением всевластия государства, монополизма отдельных хозяйственных субъектов, с акти-визацией притока иностранного капитала, либерализацией импорта.
  22. Развитие современного рынка требует также решения проблем во внешнеэкономической области, создания от¬крытой экономики. Реформы, проводимые в странах Восточной Европы, пока не дали значительных позитивных перемен в экономике и других сферах общественной жизни.