Методические указания для подготовки к семинарским занятиям и изучения курса по дисциплине «История экономики»

Методические указания для подготовки к семинарским занятиям и изучения курса по дисциплине «История экономики»
Перейти на сайт obuhova-istu.ru

Введение

Тема I. Хозяйственные отношения в древнейших очагах цивилизации. Азиатский способ производства (IV тыс. до н. э. — начало I тыс. н. э.)

Тема 2. Античное рабство

Тема 3. Формирование аграрного общества в Европе в эпоху Средневековья. Основные признаки феодализма

Тема 4. Первоначальное накопление капитала в государствах Европейской цивилизации (XV — сер. XVII в.

Тема 5. Становление рыночной экономики в странах Западной цивилизации. Промышленный переворот. Индустриализация (конец XVIII — начало XX в.)

Тема 6. Развитие мирового капиталистического хозяйства в конце XIX- начале XX вв. Научно-технический прогресс

Тема 7. Развитие мирового хозяйства между двумя мировыми войнами (1918—1939 гг.)

Тема 8. Развитие мировой экономики во второй половине XX в. Два мира — две системы (1945—1991 гг.)

введение

Глава 1 ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ ВОСПРОИЗВОДЯЩЕГО ХОЗЯЙСТВА, ТИПЫ ДОКАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Глава 2 ФЕОДАЛЬНАЯ СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВА СУЩНОСТЬ ФЕОДАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Глава 3 ГЕНЕЗИС КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ

Глава 4 ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ ЗАПАДНОГО МИРА. ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ В АНГЛИИ

Глава 5 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИИ МИРОВОГО КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО ХОЗЯЙСТВА В КОНЦЕ XIX- НАЧАЛЕ XX ВВ НАУЧНО- ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС

Глава 6 РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ ВЕДУЩИХ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВ В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД

Глава 7 СТАНОВЛЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛИЗМА В СССР

Глава 8 ХОЗЯЙСТВЕННОЕ РЕФОРМИРОВАНИЕ В СТРАНАХ ЗАПАДА В 1970-1990-е ГГ.

Глава 9 РЕФОРМИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА В СТРАНАХ ВОМСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ

Глава 10 РЕФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В СТРАНАХ АЗИИ И КУБЫ

Заключение

Библиография

Введение

Одной из основных задач высшего образования является научить будущего специалиста профессионально мыслить. Будущему экономисту необходимо знание истории различных типов хозяйства, потому что знание истории вопроса позволяет принимать правильные решения. В процессе поиска правильного решения профессионал ищет аналог, прецедент той или иной ситуации и, таким образом, осознает он это или нет, постоянно обращается к истории экономики.

Настоящее учебно-методическое пособие подготовлено с целью формирования и закрепления знаний студентов по данному предмету на практических (семинарских) занятиях всех форм обучения, а также поможет изучить некоторые темы самостоятельно, однако не является единственным источником для изучения предмета.

Преподаватель, в зависимости от учебного плана и распределения часов на лекции и семинарские занятия, может внести коррективы в предлагаемое пособие. Ряд тем возможно укрупнить (объединить) или поручить студентам разобраться в них самостоятельно.

Предмет, задачи и основные методы изучения данной учебной дисциплины

Предметом истории экономики является изучение процесса исторического развития конкретных форм общественного производства на примере отдельных стран в различные эпохи.

История экономики относится к числу общеобразовательных дисциплин и способствует созданию основы для более глубокого усвоения курсов «Истории экономических учений», «Экономической теории», «Мировой экономики».

Задачи курса история экономики сводятся к следующему: обобщение совокупного социально-экономического опыта человеческой цивилизации, в том числе связанного с зарождением и развитием рыночных отношений с целью успешного использования этого опыта в практической деятельности по развитию рыночной экономики в России на современном этапе.

Среди функций истории экономики необходимо рассмотреть такие как:

- мировоззреческую

- познавательную

- прогностическую

- культурную

- практическую

Изучение истории экономики не сводится к чисто механическому запоминанию событий. Выделение и изучение тех или иных фактов и дат, осуществляется потому, что они представляют собой наиболее важные вехи глобального экономического развития.

Проблемы периодизации истории экономики, формационный, цивилизационный и другие подходы к ее изучению

Существуют различные точки зрения на понимание исторического процесса. Одна из них проводит идею универсальности исторических закономерностей и основных этапов, через которые прошло человечество в своем развитии. Другой подход отрицает закономерности в историческом развитии различных стран и регионов. Существует великое множество подходов к периодизации истории экономического развития, т.е. к делению истории экономики на отдельные периоды. Признавая за каждой из научных школ право на периодизацию, история экономики собирает, описывает и систематизирует исторические факты, события, явления экономической жизни, а затем объединяет их в единую картину хозяйственного развития и выводит общие закономерности, которые подтверждают, что законы экономического развития имеют форму проявления в виде общей тенденции.

В зависимости оттого, что именно берется за основу периодизации, следует выделить следующие основные критерии:

- формационный подход

- цивилизационный подход

- классовая структура общества

- развитие обмена

- технологический подход.

Количество вариантов каждого из этих подходов за счет комбинирования основ классификации может быть достаточно много, поскольку реальная экономика представляет большое многообразие элементов в общей картине человеческой жизнедеятельности.

Формационный подход выдержал множество проверок и критики, данная концепция является методологически добротно сработанной периодизацией истории экономики, которая дает возможность исследовать социально-экономический прогресс на глобальном уровне. Для анализа истории развития человеческого общества и понимания материальных и социальных источников прогресса формационный подход может использоваться, однако для характеристики современной структуры мирового хозяйства, формационный подход неприемлем.

Цивилизационный подход имеет свою солидную научную аргументацию и большое число сторонников, которые рассматривают исторический процесс, как смену цивилизаций.

В данном пособии не зависимо от того, какой из двух самых известных методов будет использоваться: цивилизационный или формационный, дадим определения, что такое формация и цивилизация:

Формация — это социально-экономическая система хозяйства и общества. Согласно марксистско-ленинскому учению предполагалось развитие от первобытно-общинного к рабовладельческому обществу, затем феодальному, капиталистическому и коммунистическому (социализм выступал в форме первой фазы коммунизма).

Цивилизация — это специфическое, своеобразное развитие в комплексе характеристик материальной, духовной, социальной жизни той или иной группы стран, народов (или отдельной страны, народа) на определенном историческом этапе. Непременным атрибутом цивилизации является наличие государственности и письменности. С появлением письменности в процессе перехода от протогосударства к государству определяется в различных законах легитимность (законность) его образования и существования.

  1. Гусейнов Р. История мировой экономики/ Уч.пособие –Новосибирск, 2004
  2. История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920-1990. Учебное пособие под ред. Марковой А.Н., - М., 1995.
  3. История народного хозяйства. Словарь-справочник. М. - 1995.
  4. История народного хозяйства. Словарь-справочник. М. -, 1995.
  5. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики: учебник для вузов. М.: Академический проект, 2001.
  6. Конотопов М.В. Сметанин С.И. Из тупика. Экономический опыт мира и путь России. М., 2000.
  7. Конотопов М.В. Сметанин С.И. Экономическая история: Учебник для вузов. — М.: ИТК «Дашков и К0», 2003.
  8. Лойберг М.Я. История экономики. - М., 1997
  9. Маркс К. «Капитал» Т.3 Гл .47 Маркс К. Наброски ответа на письмо В.Засулич. Т. 19 С.250-251.(Германская форма собственности, ее отличия от азиатской формы собственности.)
  10. Маркс К. Капитал //Cобр.соч. К. Маркс, Ф. Энгельс т. 23, С. 371 (о цеховой системе)
  11. Маркс К. Капитал //Cобр.соч.. К. Маркс, Ф. Энгельс Т.23. С.770-773.(История капиталистического накопления.)
  12. Маркс К. Капитал //Cобр.соч.. К. Маркс, Ф. Энгельс. Т.25, ч1. Стр. 364-365.
  13. Маркс К. Формы предшествующие капиталистическому производству. //Экономические рукописи. 1857-59 г.г. соч. т. 46. Часть 1. С. 461-487.
  14. Мураш В.А. К истории государственного регулирования экономики в эпоху капитализма. Учебное пособие. - М.: Экономическое образование. 1993.
  15. Самохин Ю. М. Экономическая история России: Учебное пособие. — М., 2001.
  16. Сурнин А. И. История экономики и экономических учений. М.: Финансы и статистика, 2001.
  17. Толмачева Р. П. Краткий словарь по экономической исто¬рии. Термины, понятия, имена, хронология. — М.: ИТК «Дашков и К0», 2003.
  18. Толмачева Р. П. Экономическая история: генезис рыночной экономики. — М.: ИТК «Дашков и К0», 2002.
  19. Хозяйственные реформы в России (IХ-ХХ вв.). Учебное пособие под ред. Романова А.Н., Марковой А.Н. - М., Экон. образ, 1993.
  20. Экономическая история зарубежных стран. Под ред. Голубовича В., - Минск, 1996.
  21. Экономическая история зарубежных стран/ Под ред. Голубовича В. - Минск, 1996.
  22. Экономическая история мира. Европа/ Под общей ред. М.В. Конотопова. — М.: ИТК «Дашков и К0», 2003.
  23. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека.
  24. Энгельс Ф. Марка. //Cобр.соч.. К. Маркс, Ф. Энгельс Т.19. С. 327-345.
  25. Энгельс Ф. Принципы коммунизма //Cобр.соч.. К. Маркс, Ф. Энгельс Т. 4. С. 325
  26. Энгельс Ф.Происхождение семьи частной собственности и государства. Гл.1,2.(об этапах доисторического развития, и видах брака), Гл.9. (Об общественном разделении труда и последствиях, причины и условия происхождения рабства),
  1. Предмет и задачи изучения учебного курса «История экономики».
  2. Сравнительный анализ цивилизационного и формационного подходов к изучению курса.
  3. Основные черты первобытного хозяйства, этапы эволюции. Историческое значение аграрной неолитической революции.
  4. Древнейшие очаги цивилизации (Древний Восток), хронологические рубежи, варианты хозяйствования.
  5. Экономическая модель хозяйства полисов Древней Греции.. Первые банки деньги в Древней Греции.
  6. Экономическое развитие Древнего Рима.
  7. Роль Древней Греции и Рима в зарождении и становлении Европейской цивилизации.
  8. Становление аграрного общества в Европе периода Средневековья. Основные черты феодализма.
  9. Цеховое ремесло в Средние века.
  10. Развитие крупной земельной собственности от аллода — к феоду.
  11. Коммутация ренты.
  12. Урбанизация. Типы городов. «Коммунальные» революции в Европе.
  13. Экономическое значение Великих географических открытий.
  14. Основные черты рыночной экономики.
  15. Рыночный уклад в экономике ведущих стран мира(XVI— XVIII вв.).
  16. Колониальное хозяйство и первоначальное накопление капитала
  17. Значение мануфактурного производства для первоначального накопления капитала. Типы мануфактур.
  18. Этапы промышленного развития в мире.
  19. Этапы развития энергетической базы в мире.
  20. Предпосылки, хронологические рубежи, сущность (признаки) и социально-экономические последствия промышленного переворота в Англии.
  21. Сравнительная характеристика промышленного переворота в странах континентальной Европы, США, Японии.
  22. Сущность «прусского» и «американского» вариантов капитализации сельского хозяйства и их проявление в отдельных странах.
  23. Промышленные революции (перевороты) и аграрные реформы — социально-экономическая основа для формирования рыночной экономики свободной конкуренции.
  24. Становление в странах Европы и Северной Америки рыночной экономики монополистической конкуренции. Типы монополий в странах Запада.
  25. Социально-экономические причины и последствия Первой мировой войны.
  26. Великая депрессия (1929—1933 гг.).
  27. Выход из мирового экономического кризиса стран буржуазной демократии с рыночной экономикой
  28. Вторая мировая война — кризис мировой цивилизации. Социально-экономические последствия войны.
  29. Социально-экономические последствия Второй мировой войны.
  30. Мировая экономика во второй половине XX в. Модернизация в ведущих странах Запада. Процессы интеграции.
  31. Место и роль Мировой социалистической системы и СЭВ в развитии мировой экономики.
  32. Распад колониализма: выбор пути развития.
  33. Проблемы экономического развития стран СНГ.
  34. Глобальные социально-экономические проблемы в мире в начале XXI в.