Учебное пособие для изучения курса - Заключение

Учебное пособие для изучения курса - Заключение
Перейти на сайт obuhova-istu.ru

Главная

Тема I. Введение в курс

Тема II. Народы и древнейшие государства на территории России. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности

Тема III. Характеристика экономического развития России в IX–XVIII вв

Тема IV. Российская империя на пути к индустриальному обществу XIX века

Тема V. Альтернативы российским «реформам сверху» в XIX в

Тема VI. Россия в начале XX в

Тема VII. Россия в условиях Первой мировой войны и общенационального кризиса (1914 – 1922 гг.)

Тема VIII.Формирование и сущность советского строя. 1921-1945 гг

Тема IX. Советский Союз в условиях холодной войны

Контрольные вопросы
Тема I. Методологические подходы к изучению истории

Тема II. Древнерусское государство

Тема III. Русь – Россия в XII – XVII вв. Становление и развитие Московского централизованного государства

Тема IV. Модернизация России в эпоху Петра I. Российская дворянская империя в ХVIII в.

Тема V. Проблемы политической и экономической модернизации в ХIХ в.

Тема VI. Первая российская революция (1905 – 1907 гг.). Становление русского парламентаризма

Тема VII. Россия в 1917 г., в годы Гражданской войны и интервенции. Советское государство и общество в 1920-е – 1930-е гг. Вторая мировая война. Великая Отечественная война

Тема VIII. Советский Союз в послевоенные годы (1945 - 1953)

Тема IХ. Советский Союз в период «оттепели» (1953 – 1964 гг.). Советское общество в условиях кризиса партийно-государственного социализма (1965 – 1985 гг.)

Тема Х. Советский Союз в период «перестройки» 1985 – 1991 гг.

Тема XI. Россия на современном этапе (после 1991 – настоящее время)
Тема I. Введение в курс «Отечественная история»

Тема II. Народы и древнейшие государства на территории России. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности

Тема III. Характеристика экономического развития России в IX–XVIII вв

Тема IV. Российская империя на пути к индустриальному обществу XIX века

Тема V. Альтернативы российским «реформам сверху» в XIX в.

Тема VI. Россия в начале XX в.

Тема VII. Россия в условиях Первой мировой войны и общенационального кризиса (1914 – 1922 гг.)

Тема VIII. Формирование и сущность советского строя. 1921-1945 гг

Тема IX. Советский Союз в условиях холодной войны

Заключение

ПРИХОД К ВЛАСТИ М.С. ГОРБАЧЕВА. НАЧАЛО «ПЕРЕСТРОЙКИ»
Нараставшие кризисные явления в экономике, среди которых резкое падение темпов прироста национального дохода, на фоне быстрого развития стран Запада отчетливо ставили перед руководством государства задачу изменения существующих порядков. Первые попытки выхода из сложившейся ситуации были предприняты после смерти Л.И. Брежнева (1982) сменившим его Генеральным секретарем ЦК КПСС Ю.В. Андроповым. Бывший руководитель КГБ СССР попытался методом «закручивания гаек» добиться увеличения производительности труда и укрепления дисциплины. И Ю.В. Андропов и сменивший его в 1984 г. К.У. Черненко были твердыми сторонниками сложившейся политической системы. Однако уже в то время было очевидно, что только косметическим ремонтом советского строя невозможно решить проблему вывода страны из тупика. Избранный в марте 1985 г. новым Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачев тоже не сразу пошел на кардинальные изменения. На первом этапе «перестройки» (1985—1988) основными лозунгами развития страны стали ускорение темпов производства, гласность принимаемых решений и борьба с потреблением алкогольных напитков. При этом система управления государством оставалась без изменений — при формальной власти Советов народных депутатов все вопросы развития страны решал партийный аппарат ЦК КПСС. Поэтому попытки провести реформы традиционным советским путем потерпели неудачу —непоколебимый огромный бюрократический аппарат (18 млн человек) тормозил позитивные начинания. Так, несмотря на принятие прогрессивных законодательных актов о госпредприятии и кооперации в 1987—1988 гг., номенклатура продолжала руководить производством, не допускала равноправия различных; форм собственности. Кроме того, непродуманное повышение заработной платы разбалансировало народное хозяйство, привело к кризису финансовой системы. Ситуацию усугубили и два чрезвычайных происшествия: авария на Чернобыльской АЭС (1986) и землетрясение в Армении (1988). Все эти факторы привели к нарастанию социальной напряженности в обществе. Становилось очевидным, что все попытки М.С. Горбачева и его окружения построить «гуманный, демократический социализм» в рамках существующей системы, были обречены на неудачу.

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА 1985-1991 гг.
Второй этап «перестройки» (1989—1991) ознаменовался нарастанием социально-политической напряженности в обществе. Центральная власть все меньше могла контролировать происходившие на всем пространстве Союза ССР процессы, которые быстро вышли за рамки провозглашенного М.С. Горбачевым «социалистического обновления». В этот период происходит стремительное усиление роли руководителей регионального и республиканского уровня, «парад суверенитетов» и распад единого союзного государства на 15 независимых стран. Первым серьезным шагом руководства СССР по изменению самой системы государственной власти стало внесение поправок в Конституцию страны. Верховным органом законодательной власти стал избираемый на альтернативной основе Съезд народных депутатов СССР. Прошедшие весной 1989 г. выборы показали наличие в обществе неоднородной по своему составу оппозиции коммунистической партии. При этом общими требованиями как демократов, так и националистов стали отказ от руководящей роли КПСС, дальнейшая демократизация общества, повышение уровня жизни народа. В союзных республиках (особенно прибалтийских) все громче звучали требования об отделении от СССР. Часть республиканских компартий вышла из КПСС, организовав самостоятельные партии социал-демократического типа. Внутри КПСС к 1990 г. также произошел раскол образовалось несколько идейных течений от либералов до сталинистов. Стало очевидным, что в условиях демократизации общественной жизни и внедрения элементов рынка коммунистическая партия перестала обладать монополией на власть. В создавшейся ситуации большую роль в жизни страны стали играть появившиеся общественные движения и политические партии. Важнейшей формой политического движения стали «народные фронты» в союзных республиках/Созданные поначалу для поддержки «социалистического обновления», они довольно быстро взяли курс на достижение суверенитета и провозглашение независимых государств. Из объединений общесоюзного масштаба, заявивших о себе в 1989—1990 гг., следует выделить Межрегиональную депутатскую группу, ратовавшую за проведение рыночных реформ и создание демократического государства. Ее лидеры (А.Д. Сахаров, Ю.Н.Афанасьев, Г.Х. Попов и др.) получили всенародную известность своими выступлениями на Съездах народных депутатов СССР (1989—1990). Особо следует отметить роль Б.Н. Ельцина в тот период. Он впервые громко заявил о себе как стороннике серьезных социально-экономических преобразований еще в октябре 1987 г., будучи первым секретарем городского комитета КПСС. Выступая с критикой консервативных сил в компартии, он позднее стал одним из лидеров «Демократической платформы» в КПСС и Межрегиональной депутатской группы.

РАСПАД СССР И ОБРАЗОВАНИЕ СНГ
В условиях ослабления государственной машины вспыхнули тлевшие до этого времени межнациональные конфликты. Первым из них стал вылившийся в вооруженное противостояние между Арменией и Азербайджаном спор о принадлежности Нагорного Карабаха (1988). В 1989—1991 гг. произошли кровопролитные стычки в Средней Азии (Фергана, Ошская область, Душанбе и др.). Интенсивные боевые действия с применением артиллерии и авиации, велись в Южной Осетии, позднее в Абхазии. Помимо этого во многих частях Советского Союза стали образовываться, часто при поддержке центра, различные объединения граждан, протестовавшие против стремления союзных республик к отделению от СССР. Накал политической борьбы в обществе сопровождался ухудшением социального положения граждан. Не имея программы коренных реформ, правительство СССР не могло стабилизировать экономику. Всеобщий дефицит товаров, спад уровня жизни населения привели к началу широкого забастовочного движения по всей стране. Попытки летом 1990 г. провести в жизнь программу «500 дней», рассчитанную на поэтапный переход к рынку, провалились вследствие сопротивления консервативной части бюрократии. Таким образом, налицо был серьезный социально-политический кризис союзного государства. Уже с марта 1990 г. национальные республики одна за другой начали принимать декларации о государственном суверенитете. Стремление обрести независимость привело к бойкоту референдума о сохранении единого Союза СССР (март 1991 г.) в Прибалтике, Молдавии, Грузии. Решающий вклад в распад Советского Союза внесла попытка консервативной верхушки государственного аппарата захватить власть в стране, устранив законно избранного в 1990 г. Президента СССР М.С. Горбачева. Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) во главе с вице-президентом Г.И. Янаевым 19 августа 1991 г. объявил о запрете оппозиционных партий и введении контроля над средствами массовой информации, ввел войска в ряд городов. Тем самым был сорван переговорный процесс между республиками и центром, упущен имевшийся шанс на подписание нового союзного договора. Подавление путча ГКЧП усилиями руководства России во главе с Б.Н. Ельциным коренным образом изменило ситуацию в стране. Деятельность КПСС была прекращена, власть окончательно перешла к лидерам национальных элит. О своем выходе из СССР вслед за республиками Прибалтики заявили Молдавия, Грузия, Украина. К декабрю 1991 г. в СССР формально остались только Россия и Казахстан. Юридическим закреплением распада СССР стало подписание в Беловежской пуще в декабре 1991 г. договора между Россией, Украиной и Белоруссией о прекращении деятельности всех структур Советского Союза. Там же было объявлено об образовании СНГ в качестве межгосударственного объединения трех стран. В 1991 г. к СНГ присоединились еще 8 государств бывшего СССР, а в 1993 г. — Грузия. Таким образом, на постсоветском пространстве образовалось 15 независимых государств, 12 из которых (кроме прибалтийских стран) продолжали сотрудничать между собой в рамках СНГ.

ГОСУДАРСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Становление российской государственности после распада СССР протекало в сложных условиях. Экономический кризис порождал массу недовольных граждан, готовых поддержать популистские лозунги противников курса рыночных реформ. В 1991— 1993 гг. в оппозиции президенту и правительству находились организации коммунистического толка (Социалистическая партия трудящихся, Союз коммунистов, Коммунистическая партия Российской Федерации и пр.), Либерально-демократическая и Аграрная партии России. Оппозиция имела большинство в представительных органах власти — на Съезде народных депутатов, в Верховном Совете. На VII Съезде народных депутатов России в декабре 1992 г. конфликт приобрел открытый характер; обе стороны были вынуждены прибегнуть к посредничеству Конституционного суда и подписать соглашение «О стабилизации конституционного строя Российской Федерации». Однако достигнутое соглашение носило временный характер. Уже весной 1993 г. отношения между законодательной и исполнительной ветвями власти обострились вновь. Оппозиция по-прежнему блокировала принятие вносимых правительством законов и пыталась отстранить от власти Б.Н. Ельцина путем голосования на IX Съезде народных депутатов в марте 1993 г. Проведенный в апреле всероссийский референдум не смог положить конец противостоянию. 21 сентября 1993 г. была открыта новая страница современной политической истории России. В этот день Б.Н. Ельцин подписал Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе В Российской Федерации», в соответствии с которым приостанавливалась деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета, а также объявлялось о проведении выборов в новый двухпалатный парламент — Федеральное собрание. В ответ на этот указ срочно созванный X Съезд народных депутатов России проголосовал за снятие Б.Н. Ельцина с поста президента и назначение на эту должность А.В. Руцкого, который сформировал параллельное правительство.. В ночь с 3 на 4 октября в Москве было объявлено чрезвычайное положение, правительство ввело в столицу части Российской армии. 4 октября вооруженное выступление оппозиции было подавлено, а ее лидеры (А.В. Руцкой, Р.И. Хасбулатов, А.А. Макашов и др.) арестованы. В ходе столкновений в Москве погибло около 150 человек.

СИСТЕМА ВЛАСТИ РОССИИ ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ РФ
12 декабря 1993 г. состоялось голосование по проекту новой Конституции России, выработанной под руководством президента. После принятия этого документа на референдуме Россия стала фактически президентской республикой, в которой глава государства обладает всеми полномочиями исполнительной власти. Федеральное собрание Российской Федерации, состоящее из нижней (Государственная Дума) и верхней (Совет Федерации) палат, наделяется исключительно законодательными полномочиями. Конституция закрепила право частной собственности, гарантировала права и свободы граждан России. Одновременно с референдумом состоялись выборы в V Государственную Думу Российской Федерации (если считать с момента появления этого института власти в 1906 г.). Сложившаяся после 1993 г. система власти в основном сохранилась до нашего времени, несмотря на всю остроту политической борьбы в обществе. Согласно Конституции выборы Президента Российской Федерации состоялись в 1996 г. (победу одержал Б.Н. Ельцин) и в 2000 г. (новым главой государства был избран В. В. Путин). Выборы в VI Государственную Думу состоялись в декабре 1995 г., а в VII — в декабре 1999 г. При этом сложной, не до конца урегулированной конституционными актами проблемой по-прежнему остается сфера национально-государственных отношений. При формировании новых структур власти возникла необходимость разграничения полномочий между федеральными органами и субъектами Российской Федерации. В феврале1994 г. первым документом о разграничении полномочий стал договор между центральной властью и Татарстаном, после которого аналогичные документы стали оформлять и другие субъекты единого государства. Серьезные дополнения в сложившуюся систему национально-государственных отношений были внесены в 2000 г. с образованием семи федеральных округов/Согласно новым законам региональные силовые структуры подчиняются непосредственно представителю президента в федеральном округе, а Совет Федерации комплектуется парламентариями, работающими на постоянной основе. Представляется, что конечная цель проводимой руководством страны политики заключается в создании новой вертикали власти; способной обеспечить в полном объеме исполнение воли президента.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ 1990-х гг.
Кардинальные экономические преобразования российское правительство начало проводить с января 1992 г. При этом приоритетными направлениями реформы стали либерализация цен, приватизация государственной собственности, конверсия военно-промышленного комплекса, демонополизация производства. В аграрном секторе был взят курс на акционирование колхозов и развитие фермерского хозяйства. Уже к весне 1992 г. товарный дефицит в России был в основном ликвидирован. Однако вместе с этим упала покупательная способность граждан — рост заработной платы не поспевал за ростом цен. Спад производства в 1992-1993 гг. составил почти 25%, количество безработных достигло 5,7 млн человек. Тяжелое положение промышленности усугублялось разрывом хозяйственных связей с предприятиями-смежниками в государствах СНГ и Прибалтики. С весны 1992 г. началась реализация программы приватизации, имевшей целью формирование класса собственников в России. Каждый гражданин страны получил ваучер — ценную бумагу, подлежавшую обмену на акции промышленных и торговых предприятий. 1 июля 1994 г. правительство приняло решение о переходе ко второму этапу программы — денежной приватизации. За прошедшее время большинство малых и средних государственных предприятий перешло в частные руки, однако главная задача приватизации была выполнена не до конца. Правительству не удалось создать многочисленный средний класс — бизнесмены и частные предприниматели составляют на сегодня менее 10% населения. При этом за счет разрешения на приватизацию жилого фонда в стране был сформирован и достаточно эффективно функционирует рынок недвижимости. Таким образом, проводимые российской властью после 1992 г. социально-экономические преобразования носили противоречивый характер. С одной стороны, рыночные структуры обеспечили широкий выбор товаров и услуг населению, набрал ход процесс структурной перестройки экономики. С другой стороны, реформы разделили общество на богатых и бедных, причем разрыв в доходах между ними возрастал. Многие миллионы бывших советских граждан не смогли вписаться в новые рыночные отношения. Очевидно, что малообеспеченные слои населения нуждаются в поддержке со стороны государства, в то время как частное предпринимательство — в смягчении налогового бремени. При одновременном выполнении этих задач российское правительство сталкивалось с серьезными трудностями, которые во многом стали причиной экономических потрясений августа 1998 г.

ЧЕЧЕНСКИЙ КРИЗИС
Осенью 1991 г. из состава Чечено-Ингушской Автономной Республики выделилась Чеченская Республика, во главе которой с сентября 1991 г. встал генерал Джохар Дудаев. Избранный на пост президента, в октябре он подписал указ, провозгласивший Чеченскую Республику Ичкерия независимым государством. В ответ на это Президент РФ Б.Н. Ельцин издал указ о введении на территории Чечни чрезвычайного положения, который, однако, не был утвержден Верховным Советом РСФСР. На протяжении последующих двух лет Чеченская Республика фактически не управлялась центральной властью, а ее руководство демонстративно уклонялось от урегулирования отношений с Кремлем. Ситуация усугублялась тем, что в руки созданных Д. Дудаевым вооруженных формирований попало большое количество военной техники и боеприпасов Советской армии. Летом 1994 г. достигло апогея вооруженное противостояние в самой Чечне. В ходе боевых действий на стороне оппозиционных Дудаеву сил выступили и так называемые «добровольцы» из состава Вооруженных сил России. Окончательно силовой способ решения чеченской проблемы был принят Центром в декабре 1994 г., когда в республику ввели группировку федеральных войск. Однако проводившиеся в 1994— 1996 гг. боевые действия не принесли решающего успеха российским Вооруженным силам. Опираясь на финансовую помощь как российских, так и зарубежных источников, чеченские вооруженные формирования под руководством Д. Дудаева, 3. Яндарбиева, А. Масхадова и полевых командиров проводили как боевые действия в Чечне, так и террористические акции в кавказском регионе (захват заложников в Буденновске и Кизляре). В этих условиях в августе 1996 г. были подписаны Хасавюртские мирные соглашения, предусматривающие вывод федеральных войск из Чечни и проведение там свободных выборов президента, а также отложившие вопрос о суверенитете республики до 2002 г. В конце 1996 г. были озвучены цифры потерь в период чеченского кризиса — до 100 тыс. человек убитыми и ранеными. В январе 1997 г. новым президентом Чеченской Республики был избран А. Масхадов, продолживший линию на отделение Чечни от России и образование на ее территории исламского государства. При этом большинство населения республики продолжало испытывать серьезные социальные трудности — безработица достигала 90%, была почти полностью разрушена промышленность, обнищало сельское хозяйство. Осенью 1999 г. был организован ряд новых террористических актов, направленных на дестабилизацию обстановки в России (взрыв жилых домов в Москве и Волгодонске). В ответ на действия боевиков федеральная власть объявила о начале контртеррористической операции и постепенно взяла под контроль практически всю территорию Чеченской Республики. В июне 2000 г. главой временной администрации Чечни был назначен муфтий А. Кадыров. Им и его сторонниками сделано немало для установления мира, однако непрекращающиеся террористические акты говорят о том, что потребуется немало времени для восстановления законности и правопорядка в республике.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ПОСЛЕ 1991 г.
После распада Советского Союза РФ выступила его правопреемником и заняла место постоянного члена Совета Безопасности ООН. На протяжении 1992—1993 гг. перед Россией стояла проблема раздела всего оставшегося на постсоветском пространстве имущества, в первую очередь военного. Было подписано соглашение о передаче Украиной своего ядерного потенциала России, которое завершило процесс ликвидации оружия массового поражения в Белоруссии, Казахстане и на Украине. Большие сложности сопутствовали и заключению российско-украинских соглашений о разделе Черноморского флота. После 1991 г. политические и социально-экономические связи между бывшими республиками СССР приобрели межгосударственный характер, в первую очередь в рамках СНГ. Несмотря на большое количество подписанных в этой сфере документов, на сегодняшний день СНГ не оказывает решающей роли на ситуацию в этих странах. Дело в том, что большинство принимаемых межправительственных решений носит рекомендательный характер и зачастую не проводится в жизнь. В этих условиях важную роль играют двусторонние связи России с отдельными государствами Содружества — в частности, Белоруссией, Киргизией, Казахстаном. В марте 1996 г. между этими государствами был подписан договор об углублении интеграции в экономических и гуманитарных областях, а в апреле 1996 г. объявлено об образовании единого союзного государства России и Белоруссии. США и их союзники уже не рассматриваются в качестве потенциальных противников — декларация об окончании «холодной войны» в 1992 г. закрепила это положение. С другой стороны, платой за поддержку Западом рыночных реформ стало снижение роли России в урегулировании международных конфликтов, ее уход из многих традиционных зон внешнеполитических интересов государства. Главной причиной такого положения вещей явилась тяжелая социальная ситуация в обществе и зависимость государства от стран-кредиторов. Укрепляются отношения со странами Азии (Китаем, Южной Кореей, Индией), возобновляется сотрудничество с Вьетнамом, Северной Кореей, Монголией. Кроме того, установлены и поддерживаются дипломатические отношения с новыми партнерами — ЮАР, странами Персидского залива. Кроме того, важным направлением внешней политики России на современном этапе является ее сотрудничество с различными международными организациями. Россия продолжает играть важную роль в ООН (участие в миротворческих операциях на Балканах, в Восточном Тиморе, Демократической Республике Конго и др.) Кроме того, период с 1992 г. ознаменовался активным участием России в деятельности ряда других экономических, политических и военных сообществ. В 1992 г. РФ стала членом Международного валютного фонда и Всемирного банка, что оказало определенную финансовую помощь государству на переходном этапе. С этого же года Россия участвует в совещаниях «Большой семерки» наиболее развитых стран мира.

НАУКА И КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Происходившие в стране с середины 80-х гг. перемены существенно повлияли на развитие науки и культуры. Важнейшим завоеванием реформ стала обретенная свобода слова, т.е. право на получение и распространение информации. Это привело к образованию большого количества независимых от государства средств массовой информации, конкурирующих между собой за аудиторию. В таких условиях невозможно диктовать населению волю только одной политической силы, что создает основу развития общества на цивилизованных, демократических принципах. Негативные последствия социально-экономических реформ сказались на развитии в первую очередь фундаментальной науки — было урезано бюджетное финансирование этой сферы. Процесс конверсии также не прошел безболезненно, прежде всего для науки, ориентированной на военную промышленность. С другой стороны, получило определенный импульс развитие информационных технологий и связанных с ними отраслей. На современном этапе успешно развивается медицина, геология, генетика и ряд других наук, которые имеют в первую очередь прикладное значение и дают быструю экономическую отдачу от внедрения результатов исследований в жизнь. Падение «железного занавеса» изменило и культурную жизнь общества. Граждане России открыли для себя западную культуру, смогли познакомиться с ранее запрещенными произведениями искусства, получили возможность свободного передвижения за рубеж. Вместе с этим происходил, особенно активно на рубеже 80—90-х гг., отток значительной части деятелей творческой интеллигенции на Запад в поисках лучших материальных условий. Отмена государственного заказа на произведения искусства заставила деятелей культуры искать свое место в системе рыночных отношений, что удалось далеко не всем. После десятилетий гонений государство коренным образом изменило свою политику по отношению к церкви. В настоящее время наблюдаются попытки возвести православие в ранг государственной религии вместе с констатацией важной роли ислама, буддизма и других традиционных для России конфессий. С конца 80-х гг. начался процесс возвращения церквам их имущества и восстановления культовых сооружений, особенно активно проходивший в середине 90-х гг. По данным социологических исследований, за последние годы резко возросло число людей, считающих себя верующими, — в современной России, напр., их насчитывается около 65% населения. Таким образом, можно говорить о том, что под влиянием социально-политических реформ к настоящему времени сферы науки и культуры во многом перестроены и адаптированы к механизмам рыночной экономики.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО СООБЩЕСТВА В XX в.
Основной чертой развития человеческой цивилизации в XX в. явилось то, что впервые за все время своего существования она оказалась втянута в общемировые, глобальные войны и конфликты. Значение этого фактора не только в том, что наиболее развитые страны мира несли огромные материальные и людские потери, но и в том, что в результате войн изменялась сама картина мира, баланс сил на планете. Так, после Первой мировой войны резко усилили свою позицию Соединенные Штаты Америки, в то время как Германия и ее союзники оказались сильно ослабленными Версальской системой. После Второй мировой войны четко обозначилось глобальное противостояние по линии Восток — Запад: Советский Союз во главе социалистического лагеря противостоял США и всем капиталистическим странам. Разгоревшаяся между ними «холодная война» едва не привела к началу третьей мировой войны — особенно к этому планета была близка во время Карибского кризиса 1962 г. Только осознание того, что в этом конфликте не может быть победителей, так как ядерная война приведет к уничтожению всего человечества, смогло предотвратить конфликт. После окончания «холодной войны», на исходе XX в., в мире осталась одна сверхдержава — США, обладающая огромными материально-техническими ресурсами и диктующая линию поведения большому количеству стран, зависящим от нее экономически и политически. Еще одной характерной чертой XX в: явился переход развитых стран мира от индустриальной к постиндустриальной эпохе. С наступлением научно-технической революции резко поднимается производи тельность труда во всех отраслях народного хозяйства. Со второй половины XX в. количество занятых в промышленности резко снижается, люди переходят работать в сферу обслуживания. Так, на сегодняшний день в США только 2% работающего населения заняты непосредственно в сельском хозяйстве, 13% производят промышленные товары, в то время как остальные 85% заняты в сфере услуг. В этой связи возрастает так называемая «интеллектуализация» труда. В передовых странах мира до 70% работающих связаны с обеспечением различных информационных процессов, и поэтому необходимо готовить кадры для работы с новыми технологиями. Таким образом, высшее образование становится базовым для многих профессий. Это приводит к росту количества занятых преподавательской деятельностью, а также к увеличению средней продолжительности обучения до 14—16 лет. Появление в нашей жизни новых информационных технологий также изменило картину мира. Планета как бы становится меньше в размерах, так как благодаря радио, телевидению, компьютеру человек получает доступ к любой интересующей его информации. Речь идет, таким образом, о глобализации общественных процессов, общем ускорении темпа жизни.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА XX в. И ЕГО СОЦИАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ
На протяжении XX в. в мире боролись противостоящие друг другу общественные тенденции — демократическая и авторитарная, интернационализм и национализм, интеграция и сепаратизм. Исторический опыт показывает, что не существует универсальных рецептов решения стоящих в конкретный момент перед конкретной страной задач — только исходя из национально-культурных особенностей данного государства можно урегулировать имеющиеся проблемы. Так, после Второй мировой войны по-разному выходили из общего для этих стран социально-экономического кризиса Германия и Япония, СССР и Китай, Югославия и Польша. Опыт ФРГ показывает, что рыночные реформы 1945—1956 гг. вместе с крупными иностранными вложениями в условиях демократического общества способствовали бурному развитию страны. В то же время такие государства, как Индонезия, Сингапур, Малайзия, перешли к процветающему рыночному хозяйству в условиях авторитарных режимов. Причина этого в том, что наличие широких маргинальных слоев в этих странах создавало благоприятную почву для распространения популистских, уравнительных идей. Так что только введение запрета на деятельность коммунистических и подобных им радикальных партий способствовало появлению класса собственников, повышению уровня жизни всего населения. XX в. показал подобные примеры различного подхода к решению государственных вопросов и в отношении других общественных тенденций. Германия и СССР в 30-е гг. были весьма похожи по типу государственного устройства — автократии, однако при этом политика Германии строилась на националистических идеях, а Советского Союза — на интернационализме. В начале 90-х гг. страны Западной Европы стремились к объединению и интеграции, в то время как федерации СССР, Югославии и Чехословакии распались. Все это еще раз подчеркивает уникальность исторического процесса, наличие собственного пути развития каждого государства. XX в. по-новому открыл феномен «среднего класса». Именно «средний класс» на сегодняшний день является гарантией успешного поступательного развития государства. На смену резко проявлявшемуся в начале XX в. противостоянию богатых и бедных пришло разделение общества на три категории — правящую элиту, маргинальные слои и «средний класс». Большинство населения заинтересовано в стабильности для развития своего бизнеса и поэтому не поддерживает радикальные идеи переустройства существующей общественной системы. На исходе XX в. существует пропасть в развитии между передовыми странами и так называемым «третьим миром» — многими государствами Африки, Азии, Латинской Америки. Именно среди обездоленных жителей «третьего мира» различные радикальные организации находят своих сторонников. Отсюда идет угроза всему миру — терроризм не знает границ. Если имеющиеся тенденции не будут преодолены, они могут привести к опасным для всего человечества последствиям — новым вооруженным конфликтам и социальным потрясениям с участием миллионов людей.

Абсолютная монархия – разновидность монархической формы правления, характеризующаяся юридическим сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) в руках монарха, опирающегося в управлении государством на бюрократический аппарат.

Антанта – союз Англии, Франции и России в первой мировой войне.

Ассимиляция – слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания.

Биполярная система международных отношений – система, основанная на противостоянии двух сверхдержав, СССР и США, и созданных ими военно-политических блоков – НАТО и ОВД.

Боярская дума – совет при князе членов «старшей» дружины и др. близких к нему лиц.

Буддизм – одна из трех (наряду с христианствои и исламом) мировых религий. Возник в Древней Индии в V–VI в. до н. э. Основателем духовного учения считается Сиддхартха Гаутанма (Будда). Основные направления: хинаяна, махаяна, «дзен»-буддизм. В центре буддизма учение о «Четырех благородных истинах»: страдание, его причина, путь к освобождению от страдания и состояние освобождения (нирвана). Прекращение страдания связано с обретением нирваны – свободы от внешнего мира. Буддизм отрицает потусторонность освобождения, там нет бога как творца и высшего существа.

Вассалитет – система общественных отношений в средние века, предполагавшая взаимные обязательства и права сюзерена ( короля, великого князя), крупных собственников (вассалов сюзерена, великого князя), а также более мелких вассалов. Вассальные отношения были отношениями двух юридически значимых сторон, каждая из которых была связана взаимными правами и обязанностями.

Волхвы – служители языческих культов.

Волюнтаризм – политика, не считающаяся с объективными законами, реальными условиями   и возможностями   развития общества, основывающаяся на идеях и воле одного лидера, политической группы.

Вотчина – форма   земельной частной   собственности, характеризующаяся следующими признаками: 1) передавалась по наследству; 2) являлась основой земельной ренты; 3) делилась на две части: одна отдавалась в пользование крестьянами, за что последние выполняли различные повинности в пользу владельца земли (натуральный и денежный оброк, барщина); вторая – представляла непосредственно хозяйство собственника земли, в котором работали зависимые от него крестьяне.

ГКО – Государственный Комитет Обороны – чрезвычайный государственный орган в 1941–1945 гг. Руководил деятельностью всех учреждений, ведомств, решал вопросы перестройки экономики на военный   лад, мобилизации, подготовки резервов, эвакуации. Постановления ГКО имели силу законов военного времени.

Гласность – курс на свободу информации и свободу слова, объявленный М. Горбачевым в период перестройки.

Государственная Дума   – 1) сословно-представительное законодательное учреждение в России 1906–1917 гг.;   2) Нижняя палата Федерального собрания РФ по Конституции 1993 г.

Государство – основной институт политической системы общества, выполняющий функции административного управления, социальной интеграции и мобилизации, защиты национальных интересов и характеризующийся наличием следующих признаков: 1) публичная власть; 2) единая территория; 3) подвластное население; 4) правовая система; 5) налоги.

Гражданская война – война внутри общества, война межу гражданами одного государства в ходе которой главными средствами решения политических вопросов является сила оружия.

Дань – натуральный или денежный побор с покоренных народов.

Дворянство – господствующее, привилегированное сословие в эпоху феодализма. Объединяло крупную земельную аристократию и основную массу средних и мелких землевладельцев. В России оно возникло в ХП-ХШ веках, как низшая часть военно-служилого сословия. С XV в. стало получать землю за службу. В XVII веке, составляло основную массу феодалов, в интересах которой было юридически оформлено крепостное право. Привилегии дворян были закреплены Жалованной Грамотой 1785 года

Дезинтеграция политическая (политическая раздробленность) – изменение формы государственного устройства, характеризующейся 1) присвоением местными политическими элитами функций государственной власти; 2) возникновением региональных политических образований, обладающих государственным суверенитетом; 3) замена военно- политического единства договорными отношениями.

Десталинизация – осуждение сталинизма во всех его проявлениях, процесс преодоления антидемократических тенденций и последствий сталинизма.

Диктатура пролетариата – власть рабочих в союзе с беднейшими слоями крестьянства, устанавливаемая в результате революции, необходимая для перехода к коммунистическому обществу; одно из основных положений марксизма-ленинизма.

Династия – ряд последовательно правящих монархов одного родства и наследования.

Диссидент – человек, не согласный с господствующими в данной стране взглядами. Диссидентство характерно для стран, в которых отсутствует гражданское общество.

Жалованная грамота городам – законодательный акт 1785 г., определявший основы городского самоуправления.

Жалованная грамота дворянству – законодательный акт 1785 г., дававший новые привилегии дворянам и освобождавший их от обязательной службы.

Западничество – идейное течение в русской общественной мысли 1840-1850 годов, подчеркивающее общность путей развития России и Западной Европы.

Застой, стагнация – замедление темпов или прекращение экономического развития страны в 1970-1980 годы, отставание от экономического развития Запада.

Земский собор – высшее сословно-представительное учреждение в России в сер. XVI – начале XVII вв., состоящий из представителей боярства, дворянства, церкви, городских слоев, свободных крестьян. Созывались царем, а в его отсутствие - митрополитом (патриархом) и боярской думой. Их появление связано объединением русских земель в единое государство, ослаблением власти князей и бояр, усилением политического значения дворянства, а также социальной напряженностью в обществе.

Идеология – система политических, правовых, нравственных, философских и др. принципов и идей, дающих гражданскую ценностную мотивацию для деятельности государства, общества, отдельных слоев и классов, а также граждан.

Империя – I) монархическое государство, глава которого носит титул императора; 2) государство, обладающее многочисленными колониальными владениями; 3) большая геополитическая общность («мир-империя» в определении Ф. Броделя и И. Валлерстайна), исторический способ преодоления мировой локальности, установления внутреннего мира и межрегиональных экономических и культурных связей, даже силой (А. В. Ремнев).

Индивидуализм – принцип поведения, в основе которого лежит признание приоритета личности, а не коллектива, признание ее абсолютных прав, свободы и независимости от общества и государства.

Индустриализация -- создание крупного машинного производства во всех отраслях народного хозяйства, прежде всего – в промышленности.

Ислам (мусульманство) – одна из мировых религий, возникших в Западной Аравии в нач. VII в. Вероучение изложено в Коране, содержание которого, по преданию, было сообщено в соответствии с божественной волей пророку Мухаммеду. Основной догмат Корана – безусловное единобожие (нет бога кроме Аллаха). Учение испытало влияние христианства, иудаизма и отчасти зороастризма. В нем различают два основных направления: суннизм и шиизм. Учение ислама считается универсальным (отвечающим на все вопросы), законченным и не подлежит никаким изменениям. В шариате (мусульманском праве) обрядность разработана до мельчайших подробностей.

Католицизм – одно из трех направлений в христианстве (православие, протестантизм), возник в связи с разделением христианской церкви на западную и восточную в ProductID="1054 г" w:st="on">1054 г. Источником вероучения является Библия в латинском переводе (Священное писание) и религиозную традицию (священное предание), в которой главное внимание уделяется решениям Пап и толкованию ими религиозных проблем. Основные догматы: «исхождение святого духа» от Бога-отца и Бога-сына, главенство римского Папы над всем христианским миром, его непогрешимость и проч. Особое внимание отводится церковной организации и дисциплине. В средние века духовная власть господствовала над светской, европейские короли получали власть из рук Папы римского. Реформация подорвала авторитет Римской церкви, но, тем не менее, и сегодня влияние католической церкви в ряде европейских стран достаточно велико.

Князь – вождь племени, с развитием феодализма - правитель государства на Руси. Старший ( главный из князей) назывался Великим князем, а остальные удельными князьями. С XVIII века - почетный наследственный и пожалованный дворянский титул. До 1547 г. титул Великого князя носили русские цари.

Коллегии – органы центрального управления, учрежденные Петром I вместо приказов.

Коллективизация сельского хозяйства – процесс объединения мелких единоличных крестьянских хозяйств в крупные коллективные путем производственной кооперации.

Комитет министров – высший административный орган России в 1802-1906 гг., в состав которого входили министры и главнокомандующие на правах министров.

Консерватизм – политическая идеология, в основе которой лежит признание традиций и порядка, особой роли государства в качестве фундаментальных и незыблемых основ всей общественной жизни.

Конституционализм – стремление к ограничению прав верховной власти законом, конституцией, которая должна определить устройство государства, права и обязанности всех слоев общества.

Конституционная монархия – форма правления, при которой власть монарха ограничена парламентом и законом.

Кормление – способ содержания должностных лиц за счет местного населения на Руси до сер. XVI века. В 1555-1556 гг. система кормлений была ликвидирована.

Коррупция   –   подкуп, продажность должностных лиц, государственных и общественных деятелей, чиновников.

Крепостное право – форма зависимости крестьян, прикрепление их к земле, подчинение административной и судебной власти феодала.

Ленд-лиз – существовавшая во время второй мировой войны система передачи Соединенными Штатами Америки взаймы и в аренду вооружения, боеприпасов, сырья, продовольствия, различных товаров, информации и услуг, необходимых для ведения войны, странам-союзницам по антигитлеровской коалиции.

Либерализация цен – предоставление полной свободы в формировании цен предприятиями, торгующими организациями.

Либерализм – политическая идеология, в основе которой лежит признание свободы индивида и естественных прав человека (на жизнь, на собственность, на безопасность и др.) в качестве фундаментальных и незыблемых основ всей общественной жизни.

Лига наций – всемирная международная организация, основанная в 1919 г. Была утверждена Парижским мирным конгрессом. Явилась одним из итогов первой мировой войны. Стала символом политического объединения Европы. СССР был ее членом в 1934–1939 гг.

Манифест – 1) закон издаваемый от лица, обладающего верховной властью; 2) обращение верховной государственной власти к населению.

Манифест 17 октября («Об усовершенствовании государственного порядка») – документ, подготовленный С.Ю. Витте и опубликованный от имени царя в 1905 г., который признавал Государственную Думу законодательным органом власти, предоставлял избирательные права и гражданские свободы (слова, собраний, совести, союзов).

Масонство – религиозно-этическое движение конца XVII века в Англии. Название заимствовано у средневековых цехов (братств) и у рыцарей мистических орденов. Они стремились создать всемирную организацию о целью объединения человечества в религиозно-братском союзе.

Менталитет (лат. mens, mentis — ум и alis — другие) — характерная для конкретной культуры (субкультуры) специфика психической жизни людей, детерминированная, в первую очередь, экономическими и политическими обстоятельствами и имеющая надсознательный характер. Менталитет характеризует психологические особенности больших общностей людей (этносов, наций, различных социальных слоев), живущих в определенный исторический период.

Меркантилизм – экономическая политика, которая предполагает активное вмешательство государства в хозяйственную жизнь, основана на преобладании вывоза товаров над ввозом, на поощрении развития отечественной промышленности, защите ее от иностранной конкуренции. Внедряется в России с XVIII в.

Местничество – система распределения служебных мест в России в XIV– XV вв. При назначении на государственную службу учитывались происхождение, знатность рода и личные заслуги. Отменено в 1682 г.

Методология – система существенных аспектов мировоззрения и теории (или ряда теорий), определяющих исследовательские принципы науки.

Методы – способ изучения закономерностей, инструмент познания.

Министериалитет – тип социальных связей недоговорного характера, основанный на отношениях подданства.

Министерства – учреждения центрального управления, введенные при Александре I вместо коллегий.

Мировой суд – низшая судебная инстанция для разбора мелких тяжб и проступков, введен судебной реформой 1864 г. Мировые судьи (несколько на уезд) избирались на уездных земских собраниях.

Модернизация – процесс перехода от традиционного(аграрного) общества к либеральному (индустриальному), основу которого составляет машинное производство, рыночная экономика, гражданское общество, правовое государство, либеральные ценности.

Монарх – единоличный глава государства.

Монетаризм – экономическое учение, основанное на представлении о том, что рыночная экономика способна к саморегулированию и поддержанию экономической стабильности.

Новое политическое мышление – политическая концепция внешнеполитического курса СССР, выдвинутая М. Горбачевым и предполагавшая замену классового подхода к политике подходом с позиций общечеловеческих ценностей.

Номенклатура – перечень наиболее важных должностей, назначение на которые и снятие осуществлялось в СССР партийными комитетами различных уровней - правящая элита в СССР.

НЭП – комплекс антикризисных экономических, политических, идеологических мероприятий, предпринятых большевиками в 1921–1927 гг., направленных на создание многоукладной социалистической экономики с элементами рыночного хозяйства и частной собственности при сохранении «командных высот» в руках советского государства.

Оброк – форма федеральной ренты, заключавшаяся в ежегодном сборе денег и продуктов с крепостных крестьян. Продуктовый оброк был отменен в 1861 г., а денежный – сохранился до 1883 г.

Общественно-экономическая формация – определенная ступень исторического развития,   со своеобразными   отличительными характеристиками.

Общество традиционное – исторический тип общества, система отношений между людьми в различных сферах жизнедеятельности, характеризующаяся следующими признаками: 1) доминирование аграрного хозяйства и натурального производства, основанного на ручном труде; 2) наличие общин и сословий; 3) преобладание авторитарных форм государственной власти; 4) господство передающихся из поколения в поколение социальных норм, обычаев, ценностей; 5) зависимость социальной жизни от мифологических   и религиозных представлений; 6) социоцентристский характер общества.

Октябрьская революция 1917 г. – насильственное свержение власти Временного правительства, переход от буржуазного к социалистическому строю.

Ополчение – военные формирования, создавшиеся во время войны из людей, не находящихся на военной службе.

Опричнина – система мероприятий, осуществляемых правительством Ивана Грозного в 1565–1572 гг., направленных на укрепление деспотического самодержавия в России.

Ортодоксальный – строго следующий исходным принципам.

«Оттепель» – период в отечественно истории (вторая половина 1950-х годов), связанная с осуждением культа личности Сталина, процессами десталинизации , ослаблением цензуры.

Парадигма (пример, образец) – 1) идеальная научная теория, теоретическая модель, в сравнении с которой анализируются реальные явления и процессы; 2) матрица,   включающая   наиболее   важные социальные, экономические, политические, духовные устои общества и определяющие его развитие в определенный исторический период.

Перестройка – политика советского руководства во главе с М. Горбачевым, призванная придать социализму   новый импульс, реформировать советское общество на основе гласности, плюрализма, ускорения социально-экономического развития.

Плюрализм – многообразие форм социальной, экономической, политической духовной жизни общества и их проявлений, существование которых связано с наличием индивидуализма, прав и свобод для граждан, многообразных политических интересов, которые находят выражение в многопартийности.

Политика «военного коммунизма» – внутренняя политика советского государства в годы гражданской войны и иностранной интервенции, связанная с попыткой перехода к коммунистическому производству и распределению путем уничтожения частной собственности (национализация промышленности),   осуществления централизованного управления экономикой, запрещения частной торговли, введения продразверстки, карточной системы снабжения населения, перехода ко всеобщей трудовой повинности и уравнительности в оплате труда.

Политическая партия – политическая организация, деятельность которой направлена на завоевание государственной власти на основе выработанных программы и устава.

Помещик – первоначально мелкий княжеский слуга, получивший за свою службу участок земли - поместье, которое с 1714 г. Стало собственностью помещиков.

Правовое государство –демократическое государство в котором обеспечивается приоритет права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации власти положен принцип разделения властей.

Православие – одно из главных направлений в христианстве (ортодоксальное христианство). Возникло с разделением в 345 г. Римской империи на Западную и Восточную (Византия). Окончательно как самостоятельная церковь сложилась в 1054 г. и постепенно разделилась на 15 самостоятельных (автокефальных) церквей. Особенности православия как системы духовных ценностей нашли отражение в самом названии восточной ветви христианства. Православие – «правильная» вера и церковь. В основу вероучения положены священное писание (Библия – Ветхий и Новый завет) и священное предание (постановления вселенских и поместных соборов, творения отцов церкви и проч.). В Символе Веры утверждается, что существует триединый Бог (Троица): Бог-отец (творец мира), Бог-сын (Иисус-Христос, почитаемый спасителем людей), Бог-дух святой (по православному вероучению дух святой исходит от Бога-отца). В 988 г. Древняя Русь приняла христианство в византийском варианте (православие). До сер. XV в. русская православная церковь входила в состав византийской на правах митрополии и подчинялась константинопольскому патриарху. В 1448 г. фактически стала самостоятельной (автокефальной). В 1589 г. В России утверждено патриаршество. Петр I отменил патриаршество и подчинил православную церковь специальному государственному органу – Святейшему Синоду. Синодальный период в истории русской православной церкви составляет 200 лет. Восстановлено патриаршество в 1917-1918 гг.

Протекционизм франц. protectionnisme, от лат. ptotectio — защита, покровительство), экономическая и правовая политика государства, направленная на поддержку и ограждение национальной экономики от иностранной   конкуренции; реализуется   посредством   финансового поощрения отечественной промышленности, стимулирования экспорта, ограничения импорта.

Приватизация – передача или продажа в частные руки части государственной собственности.

«Прогрессивный блок» – объединение фракций IV Госдумы и Госсовета, создан в августе 1915 г. на базе критики существующей власти и создания «правительства доверия» с целью выхода из политического и социально-экономического кризиса, с требованием расширения участия во власти.

Просвещенный абсолютизм – 1) эволюционный путь преодоления феодальных пережитков, способ укрепления монархии; 2) абсолютизм, прикрытый идеями достижения «всеобщего блага», развития просвещения и установления справедливых законов.

Протестантизм – третье (наряду с православием и католицизмом) направление в христианстве. Возник в период европейской Реформации в первой половине XVI в. и в настоящее время представляет совокупность самостоятельных   религиозных организаций, которые отличаются догматическими и проч. Особенностями: лютеранство, англиканство, кальвинизм, баптизм, методизм и др. Распространен главным образом в скандинавских странах, Германии, Швейцарии, Великобритании, США и некоторых других. Он освобождает людей от влияния религии и церкви в повседневной жизни, отвергает право церкви быть посредницей между богом и людьми, утверждая, что связь с богом может быть прямой. В протестантизме нет монашества, духовенство избирается мирянами, отсутствует противопоставление духовенства и мирян, упрощена обрядность. Протестантизм освободил людей от давления религии в практической жизни.   Религия стала личным делом человека, религиозное сознание сменилось светским мировоззрением. Именно это направление в христианстве считается наиболее адекватным западному образу жизни, системой духовных ценностей, которая соответствует демократическому рыночному обществу.

Радикализм – политическое течение, требующее решительных преобразований, реализации программ, направленных на коренное изменение всех сфер жизни общества.

Разделение властей – существование независимых друг от друга властей в государстве: законодательной (парламент), исполнительной (правительство), судебной.

Разрядка – внешнеполитический процесс, противоположный конфронтации, направленный на решение международных проблем путем переговоров, соглашений.

Раннефеодальная монархия – монархия, сочетающая элементы родового общества и формирующегося классового, феодального.

Реабилитация – восстановление в правах.

Революция – 1) (от позднелат. revolutio поворот, переворот, превращение, обращение) – глобальное качественное изменение в развитии природы, общества или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием; 2) качественные изменения в развитии общества, совершаемые в короткий срок, ведущие к переменам во всех сферах жизни и затрагивающие основы существующего строя; скачок в развитии.

Регулярное государство – государство с авторитарным политическим режимом, стремящееся регламентировать все общественно значимые сферы жизнедеятельности людей.

Ресталинизация – процесс возврата к сталинизму, реабилитации Сталина.

Реформа – система мероприятий, проводимых сверху государством, напрвленных на преобразование тех или иных сфер общественной жизни, при сохранении основ существующего строя.

Ротация – перемещение, сменяемость руководящих номенклатурных работников.

Секуляризация – обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую.

Славянофильство – идейное течение в русской общественной мысли 1840-1850 годов, обосновывавшее необходимость развития России по самобытному пути, отличному от западноевропейского.

Советы рабочих и солдатских депутатов – выборные политические организации, возникшие в ходе революции в феврале-марте 1917 г., на основе опыта Советов рабочих депутатов 1905 г., ставшие после октябрьской революции 1917 г. органами государственной власти.

Сословие – социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. В России во второй половине Х lang=EN-US font-family:"Times New Roman";mso-ansi-language: EN-US'>VIII века утвердилось сословное деление на дворянство, крестьянство, купечество, мещанство.

Сословно-представительная монархия – форма правления, при которой власть монарха ограничивалась представительными органами, выражающими интересы разных сословий.

Социализм – 1) общественно-политический строй, являющийся переходным этапом на пути построения коммунизма, согласно марксистско-ленинской теории; 2) мировая система, сложившаяся в ряде стран на основе административно-командной плановой экономики, общественной формы собственности на средства производства, коммунистической идеологии.

Теория официальной народности – правительственная концепция охранительного направления, выдвинутая министром просвещения С.С. Уваровым, суть ее сводилась к культивированию в общественном сознании триады: православие, самодержавие, народность, подчеркивающей возможность и необходимость единения власти и общества.

Толерантность – терпимость к чужому мнению.

Тоталитаризм (лат. – всеобщий, цельный) – одна из форм государственного устройства, характеризующаяся полным, всеобъемлющим (тотальным) контролем за гражданами во всех сферах жизни. Тоталитарным режимам свойственны огосударствление систем жизнеобеспечения, неограниченность законом полномочий властей, отсутствие каких-либо прав и свобод граждан, милитаризация общественной жизни, применение репрессий против инакомыслящих, против любых проявлений неподчинения, несогласия.

Третьеиюньская монархия – союз царя, дворян и крупной буржуазии, объединенных Госдумой, проводившей политику лавирования в период 1906–1916 гг.

Уложенная комиссия – собрание представителей всех сословий России, кроме крепостных крестьян, в эпоху просвещенного абсолютизма с целью выработки нового Закона.

Улус – 1) родоплеменные объединения, с определенной территорией, подвластные хану или вождю у народов Центральной и Средней Азии; 2) административно-территориальная часть Монгольской империи и Золотой Орды;  3) административно-территориальная единица в Российской империи (типа волости) у калмыков, бурят и якутов.

Учредительное собрание – парламентское учреждение, избранное большинством народа в ноябре 1917 г. с целью определения формы правления, распущенное большевиками как неконструктивное.

Фаворит – лицо, которое пользуется особой благосклонностью правителя, получающее от него различные привилегии и оказывающее влияние на взгляды, поведение, действия своего покровителя».

Централизованное государство – государство, в котором существуют законы, признаваемые повсеместно, и аппарат управления, обеспечивающий исполнение этих законов и реализующий политические решения, исходящие из центра.

Цивилизация – общественная макросистема, имеющая внутреннюю целостность и собственный, уникальный механизм жизнедеятельности. Факторами, определяющими сущность и своеобразие цивилизации, являются: географическая (или природная) среда; система ведения хозяйства (экономика); социальная организация; духовные ценности (религия или идеология, возведенная в ранг религии); политическая система, ментальность (менталитет) /Н.Я. Данилевский, А. Тойнби и др./.

Этатизм – признание государства высшей общественной ценностью, результатом и целью общественного развития.

Язычество – обозначение нетеистических религиозных верований, отражающих связь человека с космосом, с природой. Для язычества характерно многобожие (политеизм). В России из верований, относимых традиционно к языческим, наиболее распространен шаманизм (ханты, манси, тофалары, ненцы и др.). Название происходит от наименования служителей культа – шаманов, способных приводить себя публично в состояние религиозного экстаза и осуществлять непосредственную связь с духами, высшими силами.

Ясак – налог в Российском государстве, который взимался с народов Поволжья (XV1 - начало XVII в.}, Севера и Сибири. Сначала ясак платился пушниной, а с XVII века - деньгами.
1. Архипова, Т.Г. Современная организация государственных учреждений России: учебник [Текст] / Т.Г. Архипова, Е.П. Малышева. – М.: РГГУ, 2006.
2. Барсенков, А.С. Введение в современную российскую историю 1985 – 1991 гг.: курс лекций [Текст] / А.С. Барсенков. – М.: Аспект Пресс, 2002.
3. Барсенков, А.С. История России. 1938 – 2002 гг.: учебное пособие [Текст] / А.С. Барсенков, А.И. Вдовин. – М.: Аспект Пресс, 2003.
4. Барсенков, А.С. История России. 1917 – 2004 [Текст] / А.С. Барсенков, А.И. Вдовин. – М.: Аспект Пресс, 2005.
5. Бесов, А.Г. Отечественная история: учебное пособие для студентов вузов [Текст] / А.Г. Бесов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005.
6. Боффа, Дж. История Советского Союза [Текст]: в 2 т. / Дж. Боффа. – М.: Международные отношения, 1994.
7. Боффа, Дж. От СССР к России. История неоконченного кризиса 1964 – 1994 гг. [Текст] / Дж. Боффа. – М.: Международные отношения, 1996.
8. Верт, Н. История Советского государства. 1900 – 1991 гг. [Текст] / Н. Верт. – М.: ИНФРА. М.: Изд-во «Весь мир», 2002.
9. Горский, А.А. Москва и Орда [Текст] / А.А. Горский. – М.: Наука, 2003.
10. Гумилев, Л.Н. Древняя Русь и Великая степь [Текст] / Л.Н. Гумилев. – М.: Айрис-пресс, 2002.
11. Гумилев, Л.Н. От Руси к России [Текст] / Л.Н.Гумилев. – М.: АСТ:АСТ Москва, 2008.
12. Деревянко, А.П. История России: учебник [Текст] / А.П. Деревянко, Н.А Шабельникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009.
13. Зуев, М.Н. История России: учебник для вузов [Текст] / М.Н. Зуев. – М.: Приор, 2003.
14. Ионов, И.Н. Цивилизационное сознание и историческое знание: проблемы взаимодействия [Текст] / И.Н. Ионов. – М.: Наука, 2007.
15. История России: IХ – ХХI вв. От Рюрика до Путина: учебное пособие [Текст] – М.: ИКЦ «МарТ», 2007.
16. Историография истории России до 1917 г.: учебник для студ. высш. учеб. заведений [Текст]: в 2 т. – М.: ВЛАДОС, 2003.
17. История государственного управления России: учебник [Текст] – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
18. История политических партий России: учебник [Текст] – М.: Высшая школа, 1994.
19. Исаев, И.А История государства и права России: учебник [Текст] / И.А. Исаев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009.
20. История России в новейшее время (1945 – 2001): учебник для вузов [Текст] – М.: ООО «Агентство КРПА «Олимп»: «Издательство АСТ», 2001.
21. История России с древнейших времен до наших дней / А.Н.Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков / под ред. А.Н. Сахарова, 2008 – 2009.
22. История России с древнейших времен до конца ХХ в.: учебное пособие для студентов вузов [Текст] – М.: Дрофа, 2002.
23. История России ХХ – начала ХХI вв. [Текст] / под ред. А.В. Милова. – М.: Экспо, 2006.
24. История России (IХ – начало ХХI вв.): учебник [Текст] / под ред. А.Ю. Дворниченко и В.С. Изморика. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2005.
25. Кириллов, В.В. История России: учебное пособие [Текст] / В.В. Кириллов. – М.: Высшее образование, 2008.
26. Ключевский, В.О. Курс русской истории: сочинение в 9-ти томах [Текст] / В.О. Ключевский. – М.: Мысль, 1987 – 1990.
27. Кузьмин, А.Г. История России с древнейших времен до 1618 г.: учебник для студентов: в 2 кн. / А.Г. Кузьмин. – М.: ВЛАДОС, 2004.
28. Мунчаев, Ш.М. История России: учебник для вузов [Текст] / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: НОРМА, 2003.
29. Новейшая история Отечества. ХХ век: учебник для студентов высших учебных заведений: / А.Ф. Киселев [и др.] – М.: Гуманит, 2004.
30. Орлов, А.С. История России в схемах: учебное пособие [Текст] / А.С. Орлов, В.А. Георгиев [и др.] – М.: Проспект, 2009.
31. Орлов, А.С. Основы курса истории России: учебное пособие [Текст] / А.Ю. Полунов, Ю.А. Терещенко / под ред. А.С. Орлова. – М.: Простор, 2005.
32. Озерский, В.В. Правители России. История в портретах [Текст] / В.В. Озерский. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
33. Омельченко, Н.А. История государственного управления в России: учебник [Текст] / Н.А. Омельченко. – М: Проспект, 2005.
34. Парламентаризм в России: исторический опыт и перспективы: курс лекций [Текст] – Томск: dart, 2007.
35. Платонов, С.Ф. Лекции по русской истории: сочинение в 2-х т. [Текст] / С.Ф. Платонов. - СПб: Стройлеспечать, 1993.
36. Политические партии России: история и современность [Текст] – М.: РОССПЭН, 2000.
37. Россия в мировой истории: учебник для вузов [Текст] / под ред. В.С. Порохни. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Логос, 2003.
38. Россия в начале ХХ века [Текст] – М.: Новый хронограф, 2002.
39. Семенникова, Л.И. Отечественная история: учебник для студентов вузов неисторических специальностей / Л.И. Семенникова. – М.: КДУ, 2008.
40. Семенникова, Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизации «Отечественная история» / Л.И. Семенникова. – 6-е изд., перераб. – М.: КДУ, 2003.
41. Согрин, В. Политическая история современной России [Текст] / В. Согрин. – М.: Прогресс-Академия, 2001.
42. Троицкий, Н.А. Россия в ХIХ в.: курс лекций [Текст] / Н.А. Троицкий. – М.: Высшая школа, 2003.
43. Федоров, В.А. История России. 1861 – 1917: учебник для вузов [Текст] / В.А. Федоров. – 2-е изд., испр. – М.: Высшая школа, 2003.
44. Филиппов, А.В. Новейшая история России. 1945 – 2006 гг. [Текст] / А.В. Филиппов. – М.: Просвещение, 2007.
45. Фортунатов, В.В. Новейшая история России в лицах. 1917 – 2008 [Текст] / В.В. Фортунатов. – СПб.: Питер, 2009.
46. Шумилов, М.И. История России: конец ХIХ – начало ХХI века: учебное пособие [Текст] / М.И. Шумилов, М.М. Шумилов. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
Методология истории

Методы исторического познания

Киевская Русь: этапы развития

Особенности социально-политического и экономического развития Древней Руси

Образование Московского централизованного государства

Развитие Московского государства в XVI в. Иван IV

Роль ХХ века в мировой истории

Россия в конце XVI - начале XVII вв. «Смутное» время

Правление первых Романовых

Петр I и начало модернизации в России. Эпоха дворцовых переворотов

Политическое и социально-экономическое развитие страны в I четверти XIX в.

Россия в правлении Николая I

Этапы решения крестьянского вопроса в России в XIX в.

Общественные движения в России XIX в.

Формирование многопартийности в России. Деятельность I-IV Государственных дум

Россия в условиях I мировой войны и нарастания общенационального кризиса

Октябрьские события 1917 г. Приход большевиков к власти

Предпосылки нового политического и социально-экономического строя

Первые преобразования большевиков в политической и социально-экономической сферах

Новая экономическая политика (НЭП)

Образование СССР. Советская модель национально-государственного устройства

СССР во II мировой и Великой Отечественной войнах

Становление советской государственности. Социально-экономическая политика большевиков

СССР в условиях «холодной войны»

Общественно-политическое и социально-экономическое развитие СССР во второй половине 1950-х - середине 1960-х гг.

Основные тенденции мирового развития в XX в.

Перестройка. Распад СССР

Политическое развитие России в 1992г. - нач. XXI в.

Новая Россия в системе международных связей на рубеже XX - XXI вв.