Учебное пособие для изучения курса - Тема V. Альтернативы российским «реформам сверху» в XIX в.

Учебное пособие для изучения курса - Тема V. Альтернативы российским «реформам сверху» в XIX в.
Перейти на сайт obuhova-istu.ru

Главная

Тема I. Введение в курс

Тема II. Народы и древнейшие государства на территории России. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности

Тема III. Характеристика экономического развития России в IX–XVIII вв

Тема IV. Российская империя на пути к индустриальному обществу XIX века

Тема V. Альтернативы российским «реформам сверху» в XIX в

Тема VI. Россия в начале XX в

Тема VII. Россия в условиях Первой мировой войны и общенационального кризиса (1914 – 1922 гг.)

Тема VIII.Формирование и сущность советского строя. 1921-1945 гг

Тема IX. Советский Союз в условиях холодной войны

Контрольные вопросы
Тема I. Методологические подходы к изучению истории

Тема II. Древнерусское государство

Тема III. Русь – Россия в XII – XVII вв. Становление и развитие Московского централизованного государства

Тема IV. Модернизация России в эпоху Петра I. Российская дворянская империя в ХVIII в.

Тема V. Проблемы политической и экономической модернизации в ХIХ в.

Тема VI. Первая российская революция (1905 – 1907 гг.). Становление русского парламентаризма

Тема VII. Россия в 1917 г., в годы Гражданской войны и интервенции. Советское государство и общество в 1920-е – 1930-е гг. Вторая мировая война. Великая Отечественная война

Тема VIII. Советский Союз в послевоенные годы (1945 - 1953)

Тема IХ. Советский Союз в период «оттепели» (1953 – 1964 гг.). Советское общество в условиях кризиса партийно-государственного социализма (1965 – 1985 гг.)

Тема Х. Советский Союз в период «перестройки» 1985 – 1991 гг.

Тема XI. Россия на современном этапе (после 1991 – настоящее время)
Тема I. Введение в курс «Отечественная история»

Тема II. Народы и древнейшие государства на территории России. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности

Тема III. Характеристика экономического развития России в IX–XVIII вв

Тема IV. Российская империя на пути к индустриальному обществу XIX века

Тема V. Альтернативы российским «реформам сверху» в XIX в.

Тема VI. Россия в начале XX в.

Тема VII. Россия в условиях Первой мировой войны и общенационального кризиса (1914 – 1922 гг.)

Тема VIII. Формирование и сущность советского строя. 1921-1945 гг

Тема IX. Советский Союз в условиях холодной войны

Заключение

ДЕКАБРИСТЫ. КОНСТИТУЦИЯ Н.М. МУРАВЬЕВА
Н.М. Муравьев проводит строгое разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Согласно его проекту Конституции высшим законодательным органом власти в образуемой на территории Российской империи федерации является двухпалатное Народное вече, состоящее из Верховной думы (верхней палаты) и Палаты народных представителей (нижней палаты). Все депутаты избираются на шестилетний срок, при этом каждые два года У3 депутатов переизбирается. Народному вечу предоставляется право законодательной инициативы, объявления войны и заключения мира, заключения договоров с иностранными государствами, принятия решения о предании суду государственных чиновников. Заседания палат в Народном вече являются открытыми, содержание дебатов должно публиковаться в особых бюллетенях, за исключением тех вопросов, которые будут признаны составляющими государственную тайну. Депутаты пользуются полной свободой выражения своего мнения и работают в парламенте: на профессиональной основе, получая денежное вознаграждение. Высшая исполнительная власть в федерации принадлежит императору. Всякий законопроект, одобренный Народным вече, требует утверждения его императором. Кроме того, император имеет право отлагательного вето. Хотя император является «верховным начальником» сухопутных, морских и внутренних сил государства, он не может использовать их для подавления «возмущений» внутри государства без санкции Народного веча, ему предоставляется также право вести переговоры с иностранными державами, заключать трактаты «с совета и согласия Верховной думы», назначать послов и консулов в другие государства, принимать послов и других «уполномоченных» от «иностранных правительств», назначать судей «верховных судебных мест» и чиновников с согласия Верховной думы. Ему дается титул «Его императорское величество», а при вступлении на престол он должен принести присягу «посреди Народного веча». Считая целесообразным в первых, вариантах своей Конституции создание в послереволюционной России федерации держав, Муравьев в то же время разрабатывал систему их прочной связи. Охватывая своей деятельностью разные стороны государственного управления и общественной жизни, Народное вече приобретало право «издать для России уложение гражданское уголовное, торговое и военное», объявлять военное положение во всей стране, а также назначать регента или провозглашать наследника императора. Все это свидетельствовало о том, что державы находились в юридической зависимости от центральной государственной власти, что способствовало прочному объединению всей федерации. Анализ Конституции Муравьева позволяет сделать вывод, что провозглашаемая ею конституционная монархия по своим основным принципам была близка принципам республики во главе с президентом. Видимо, идея наследственной монархии отстаивалась Муравьевым больше по тактическим соображениям: традиции, привычка к такой форме правления были очень сильны даже у наиболее прогрессивной части общества.

«РУССКАЯ ПРАВДА» П.И. ПЕСТЕЛЯ
Критика формального характера демократизма, который утверждали тогда европейские конституции, а также жаркие споры декабристов по поводу основ конституционной программы Н. Муравьева способствовали формированию республиканских взглядов П.И. Пестеля, поиску им тех путей, которые, по его представлению, могли установить действительное народовластие. «Русская правда» — этот важнейший памятник идеологии декабризма, интереснейший документ той исторической эпохи, явился во многом плодом коллективного творчества декабристов. После принятия основных положений на Киевском съезде руководителей Южного общества в 1823 г. «Русская правда» стала фактически его программным документом. Она не раз обсуждалась также на заседаниях Северного общества. «Русская правда» решительно отменяла Самодержавное правление и провозглашала республику. При этом Пестель отстаивал такую форму республиканского строя, при которой были бы исключены политические преимущества дворянства и буржуазии. Поэтому одной из первостепенных задач он считал введение равенства всех граждан перед законом, ликвидацию всех сословий. Пестель предусматривал для России демократический государственный строй. При этом строе верховная власть должна была принадлежать однопалатному Народному вечу. Пестель выступал противником двухпалатной системы, которая давала возможность для усиления значительного влияния крупных собственников как из дворян, так и из буржуазных кругов. Согласно его проекту Народное вече избирается путем двухстепенных выборов в количестве 500 человек сроком на 5 лет» при этом впоследствии каждый год 75 часть его состава выбывает, а на их место выбираются новые депутаты. Этот парламент объявляет войну, заключает мир, обсуждает и принимает все законы кроме конституционных. Последние должны быть обнародованы и опубликованы в печати только после их одобрения народом. Исполнительная власть согласно «Русской правде» передавалась пяти лицам, избираемым Народным вече на 5 лет и составлявшим Державную думу. Каждый год состав думы обновлялся: выбывал один член и на его место избирался новый. Каждый член Державной думы в последний год пребывания в ней становился президентом. Пестель полагал, что выборы, в которых будут участвовать все российские граждане, достигшие 20 лет, за исключением осужденных по суду и находящихся в личном услужении, отберут для участия в управлении государством «самых достойнейших и просвещеннейших людей». Всякая мысль о федерации решительно отвергалась автором, поскольку ассоциировалась у него с временами раздробленности Русского государства. Восстания Северного общества 14 декабря 1825 г. и Южного общества в декабре 1825 г. — январе 1826 г. потерпели поражение, а 5 руководителей тайных обществ были казнены. Однако нравственное и политическое наследие декабристов оказало значительное влияние на ход общественно-политической мысли России. Сам факт принесения себя в жертву вполне обеспеченными людьми из высших слоев общества, благородные цели восставших подавали пример их последователям.

ЗАПАДНИЧЕСТВО И СЛАВЯНОФИЛЬСТВО
В начале 30-х гг. XIX в. было разработано идеологическое обоснование охранительной политики самодержавия—теория «официальной народности», автором которой был министр народного просвещения граф С.С.; Уваров. В 1832 г. в докладе царю он выдвинул формулу «Самодержавие, православие, народность», исходившую из того, что самодержавие — исторически сложившаяся форма русской жизни, православие — его нравственная основа, а народность, т.е. единение царя и народа, ограждает Россию от социальных катаклизмов. Согласно указанной схеме русский народ существует как единое целое лишь постольку, поскольку сохраняет верность самодержавию и подчиняется отеческому попечению православной церкви. Отсюда любые выступления против самодержавия, критика церкви трактовались как действия, направленные против коренных интересов народа. В 1830—1840 гг. родились два важнейший идейных течения — западничество и славянофильство. Представители обоих течений были горячими патриотами, резко критиковавшими николаевскую Россию и твердо верившими в будущее своей страны. Славянофилы (Хомяков, Аксаковы, Самарин и др.) не признавали современную им Европу, считая, что западный мир изжил себя. Огромной ценностью для России, по их мнению, являлась православная религия в противовес рационалистическому капитализму. В этой связи особое внимание славянофилы уделяли деревне, считая, что крестьянство несет в себе основы высокой нравственности. В русской же промышленности крестьянской общине соответствовала, по мнению славянофилов, артель. Их политическим идеалом была патриархальная монархия, опиравшаяся на широкую поддержку народа. Западники же (Кавелин, Боткин, Анненков и др.) русскую самобытность оценивали как отсталость. Они считали, что длительное время Россия находилась, как бы, вне исторического развития и только Петр I ускорил процесс перехода России от отсталости к цивилизации. Реформы Петра для западников — начало движения России во всемирную историю, и поэтому Россия должна заимствовать опыт западно-европейских стран, прошедших путь к конституционному государству. Силой, способной стать двигателем прогресса, западники считали «образованное меньшинство». При всех различиях в оценке перспектив развития России западников и славянофилов объединяло негативное отношение к революции, они выступали за реформистский путь решения основных социальных проблем России. В этом они отличались от возникшего в 50-е гг. XIX в. радикального, революционного направления общественной мысли. Многие сторонники этого течения (Герцен, Огарев, Добролюбов и др.) поначалу разделяли основные идеи западников, однако со временем разошлись с ними по ряду принципиальных вопросов. Будучи согласными с тем, что Россия идет по западному пути, радикалы были не склонны идеализировать современную им Европу. С их точки зрения, Россия в своем развитии должна не только догнать западные страны, но и совершить вместе с ними шаг к новому строю — социализму.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. КОНСЕРВАТОРЫ И ЛИБЕРАЛЫ
Эпоха реформ 60-х гг. XIX в. изменила ход общественно-политической мысли России. С отменой крепостного права в стране возникло принципиально новое общество, основанное на формальном равенстве людей перед законом. На повестку дня встали вопросы предоставления этому обществу гражданских прав и свобод, самоуправления и народного Представительства. Традиционно выделяемые в исторической науке три направления общественной мысли второй половины XIX в. (консерваторы, либералы и революционеры) по-разному подходили к решению этих вопросов. Консервативное направление обычно связывают с политикой, проводившейся под руководством Александра III и Николая II царскими сановниками Победоносцевым, Толстым, Деляновым и др. В целом консерваторы придерживались известной формулы «Самодержавие, православие, народность», выступая за поддержку коллективистских начал в крестьянском хозяйстве и проводя политику русификации окраинных земель империи. Либеральное направление общественной мысли также было представлено в царском правительстве (Лорис-Меликов, Абаза-Милютин). Кроме того, российский либерализм развивался усилиями земских деятелей Петрункевича, Чичерина, Струве и др. Отсчет начала русской либеральной идеологии принято вести от конституционного проекта М.М. Сперанского 1809 г. Возникшие в российском обществе на рубеже XVIII—XIX вв. либеральные идеи наметили программу реформ, осуществлявшихся правительством в 1861—1874 гг., которые ставили целью создание правового государства. Либерализм во многом опирался на созданные в России после 1864 г. земские учреждения. В записках и проектах преобразований, неоднократно подававшихся от имени земств императору, часто звучали просьбы выработать план либеральных преобразований, обеспечить права личности, свободу слова, созвать всероссийское земское представительское учреждение —прообраз парламента. Во многом схожие планы содержались и в проекте министра внутренних дел России Лорис-Меликова, названном позднее частью русского общества «конституцией Лорис-Меликова». Его суть сводилась к обоснованию образования подготовительных комиссий для рассмотрения законопроектов. В день своей гибели император вручил министру проект правительственного сообщения о созыве общей комиссии, намеченном на январь 1882 г. Однако после убийства Александра II возобладала позиция консерваторов, склонивших Александра III на проведение охранительного курса, и Лорис-Меликов покинул правительство вместе с другими либеральными деятелями. В целом либеральная мысль второй половины XIX в. рассчитывала на реформирование старого строя без потрясения его основ. Однако к концу века на политическую сцену России выходит новое, мощное общественное движение — либеральные демократы, ведущую роль среди которых играли Струве и Милюков. Новый либерализм заявил собственные претензии на политическое и социальное переустройство России, которое предполагало полновластный парламент, верховный суверенитет народа, широкие свободы и социальные реформы.

РЕВОЛЮЦИОННОЕ НАРОДНИЧЕСТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.
Опубликование Манифеста об освобождении крестьян 1861 г. вызвало разочарование в радикальных кругах. Ряд деятелей заявили, что крепостное право вовсе не отменено, а народ в очередной раз обманут царским правительством. Сторонники радикальных взглядов, объединившиеся в общества «Великорусе», «Земля и воля» и ряд подобных, начинают распространение революционных воззваний и прокламаций, призывающих к объединению сил для натиска на самодержавие. Движение, не имея социальной опоры в обществе, было быстро подавлено правительством, а его лидеры Н.Г. Чернышевский, М.Л. Михайлов, Д.И. Писарев подверглись различным наказаниям. Термин «народничество» появился в отечественной литературе в середине 60-х XIX в. и подразумевал стремление к изучению народного быта, желание облегчить тяготы крестьянской жизни. Доктрина народничества сложилось к началу 70-х гг. XIX в., когда в движении1 возобладала точка зрения, что социальный переворот в обществе может быть произведен силами народных масс, руководимых организацией профессиональных революционеров. Тогда же обозначились и три крыла движения — пропагандистское (с идеологом П.Л. Лавровым), бунтарское (М.А. Бакунин) и заговорщицкое (П.Н. Ткачев). Массовое «хождение в народ» в 1874 г. было стихийным движением, в котором принимало участие около двух тысяч «пропагандистов». Для пропаганды своих идеалов народники шли работать в деревни, пытаясь распространить социалистические идеи среди крестьян. Движение потерпело неудачу и после 1877 г. сошло на нет. Сторонники пропаганды создали в 1879 г. организацию «Черный передел» во главе с Г.В. Плехановым и П.Б. Аксельродом. Последователи М.А. Бакунина считали любую государственную власть источником всех зол и противопоставляли ей федерацию самоуправляющихся сельских общин и производительных ассоциаций. По их мнению, народническая агитация должна быть направлена на бунт и в конечном счете всемирную революцию. Сторонники террора как средства достижения своих целей образовали в 1879 г. партию «Народная воля». Эта организация требовала созыва всенародного учредительного собрания для осуществления радикальных реформ. Для того чтобы заставить правительство выполнить эти требования, исполнительный комитет «Народной воли» организовал ряд покушений на жизнь высших царских сановников, а в 1881 г. осуществил убийство императора Александа II. Однако это не вызвало предполагавшегося террористами народного восстания, и после суда почти все организаторы убийств были повешены. С этого времени революционное народничество постепенно сходит с политической сцены, а ведущую роль в движении начинают играть сторонники так называемой «теорий малых дел» (Н.К. Михайловский, В.В. Воронцов и др.), выступавшие за мирный путь постепенных социальных преобразований. Параллельно этому в Россию начинают проникать социал-демократические идеи, охватившие в конце XIX в. незначительную часть рабочих крупных промышленных городов.

НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА В XIX В.
В начале XIX в. императором Александром I был предпринят ряд мер по развитию системы народного образования. Вся Россия была разделена на 6 учебных округов, введен план развития среднего и высшего образования. Все учебные заведения делились на 4 ступени: церковно-приходские одноклассные училища; уездные двухклассные училища; губернские четырехклассные гимназии; университеты. Последним была предоставлена широкая автономия с правом выбора ректора, деканов, профессоров. Дальнейшее развитие системы народного образования происходило в период правления Александра II, Согласно законам 1864 г. была расширена сеть учебных заведений, и таким образом детям всех сословий и вероисповеданий, хотя и за довольно высокую плату, стало возможным получить образование. В 1858 г. появились женские гимназии, а в 1860— 1870 гг. — высшие женские курсы с университетской программой обучения. Указанные меры способствовали общему повышению уровня грамотности населения. Если в начале века только 1% помещичьих крестьян были грамотными, то в 1897 г. средний уровень грамотности составил 21,1%. К концу XIX в. в России действовало 63 высших учебных заведения, около 600 гимназий, более 500 публичных библиотек. Развитие русской науки в XIX в. было связано с именами как выдающихся ученых, так и талантливых самоучек. Среди последних следует выделить отца и сына Черепановых, создавших на Урале железную дорогу с паровой тягой (1834). Центрами научной мысли в России XIX в. стали Академия наук, университеты, а также многочисленные вновь созданные научные общества (Общество истории, Археографическая комиссия, Русское географическое общество и т.п.). Значительный вклад в развитие точных наук внесли Н.И.Лобачевский, П.Л.Чебышев, С.В.Ковалевская (математика), Б.С.Якоби, П.Н.Яблочков (физика). Во второй половине XIX в. были запатентованы изобретения А.С.Попова (радио), А.Ф.Можайского (самолет), К.Э.Циолковского (основоположник освоения космоса). Значительных успехов достигла отечественная медицина: Н.И.Пирогов впервые стал оперировать с применением эфирного наркоза;, С.П.Боткин основал ряд новых научных направлений. Благодаря выдающимся географам П.П.Семенову Тян-Шанскому и Н.М.Пржевальскому были сделаны описания Центральной и Средней Азии, Сибири, Дальнего Востока. Н.Н.Миклухо-Маклай внес значительный вклад в изучение народов Юго-Восточной Азии, Австралии и островов Тихого океана. Историческая и философская науки выдвинули ряд блестящих ученых: С.М.Соловьева, В.О.Ключевского, B.C.Соловьева, К.Н.Леонтьева и др.

ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО РОССИИ В XIX в.
К XIX в. относится формирование русского литературного языка, основателем которого считается А.С. Пушкин.
Творившие на протяжении XIX в. русские поэты и писатели Н.В.Гоголь, М.Ю.Лермонтов, А.П.Чехов, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский внесли значительный вклад в сокровищницу мировой литературы. К памятникам архитектуры XIX в. относятся Казанский и Исаакиевский соборы, здание Главного штаба в Петербурге, Храм Христа Спасителя в Москве. Монументальная скульптура представлена памятниками Пушкину, Минину и Пожарскому в Москве, М.И.Кутузову и М.Б.Барклаю-де-Толли в Петербурге. Выдающиеся российские архитекторы и скульпторы А.Н.Воронихин, К.И.Росси, К.А.Тон, П.К.Клодт, М.М.Антокольский внесли значительный вклад в мировое искусство. В живописи наряду с художниками академической школы (К.П.Брюллов, А.А Иванов) появляются новые имена. В 1870 г» по инициативе И.Н.Крамского, Г.Г.Мясоедова, Н.Н.Ге и В.Г.Перова в Петербурге организуется Товарищество передвижников, ставившее целью приблизить искусство к народу, привлечь российскую глубинку к культурной Жизни столиц. Становление русской национальной музыкальной школы связано с именем М.И. Глинки, автора романсов и симфонических произведений, а также опер «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила». Главными театрами страны в XIX в. были Малый и Александрийский. Однако с отменой монополии казенных театров (1882) появилось много трупп, гастролировавших по всей России. Среди наиболее видных деятелей театрального искусства конца XIX, в. актеры П.М.Садовский, М.Н.Ермолова, режиссеры В.И.Немирович-Данченко, К.С.Станиславский.

Абсолютная монархия – разновидность монархической формы правления, характеризующаяся юридическим сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) в руках монарха, опирающегося в управлении государством на бюрократический аппарат.

Антанта – союз Англии, Франции и России в первой мировой войне.

Ассимиляция – слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания.

Биполярная система международных отношений – система, основанная на противостоянии двух сверхдержав, СССР и США, и созданных ими военно-политических блоков – НАТО и ОВД.

Боярская дума – совет при князе членов «старшей» дружины и др. близких к нему лиц.

Буддизм – одна из трех (наряду с христианствои и исламом) мировых религий. Возник в Древней Индии в V–VI в. до н. э. Основателем духовного учения считается Сиддхартха Гаутанма (Будда). Основные направления: хинаяна, махаяна, «дзен»-буддизм. В центре буддизма учение о «Четырех благородных истинах»: страдание, его причина, путь к освобождению от страдания и состояние освобождения (нирвана). Прекращение страдания связано с обретением нирваны – свободы от внешнего мира. Буддизм отрицает потусторонность освобождения, там нет бога как творца и высшего существа.

Вассалитет – система общественных отношений в средние века, предполагавшая взаимные обязательства и права сюзерена ( короля, великого князя), крупных собственников (вассалов сюзерена, великого князя), а также более мелких вассалов. Вассальные отношения были отношениями двух юридически значимых сторон, каждая из которых была связана взаимными правами и обязанностями.

Волхвы – служители языческих культов.

Волюнтаризм – политика, не считающаяся с объективными законами, реальными условиями   и возможностями   развития общества, основывающаяся на идеях и воле одного лидера, политической группы.

Вотчина – форма   земельной частной   собственности, характеризующаяся следующими признаками: 1) передавалась по наследству; 2) являлась основой земельной ренты; 3) делилась на две части: одна отдавалась в пользование крестьянами, за что последние выполняли различные повинности в пользу владельца земли (натуральный и денежный оброк, барщина); вторая – представляла непосредственно хозяйство собственника земли, в котором работали зависимые от него крестьяне.

ГКО – Государственный Комитет Обороны – чрезвычайный государственный орган в 1941–1945 гг. Руководил деятельностью всех учреждений, ведомств, решал вопросы перестройки экономики на военный   лад, мобилизации, подготовки резервов, эвакуации. Постановления ГКО имели силу законов военного времени.

Гласность – курс на свободу информации и свободу слова, объявленный М. Горбачевым в период перестройки.

Государственная Дума   – 1) сословно-представительное законодательное учреждение в России 1906–1917 гг.;   2) Нижняя палата Федерального собрания РФ по Конституции 1993 г.

Государство – основной институт политической системы общества, выполняющий функции административного управления, социальной интеграции и мобилизации, защиты национальных интересов и характеризующийся наличием следующих признаков: 1) публичная власть; 2) единая территория; 3) подвластное население; 4) правовая система; 5) налоги.

Гражданская война – война внутри общества, война межу гражданами одного государства в ходе которой главными средствами решения политических вопросов является сила оружия.

Дань – натуральный или денежный побор с покоренных народов.

Дворянство – господствующее, привилегированное сословие в эпоху феодализма. Объединяло крупную земельную аристократию и основную массу средних и мелких землевладельцев. В России оно возникло в ХП-ХШ веках, как низшая часть военно-служилого сословия. С XV в. стало получать землю за службу. В XVII веке, составляло основную массу феодалов, в интересах которой было юридически оформлено крепостное право. Привилегии дворян были закреплены Жалованной Грамотой 1785 года

Дезинтеграция политическая (политическая раздробленность) – изменение формы государственного устройства, характеризующейся 1) присвоением местными политическими элитами функций государственной власти; 2) возникновением региональных политических образований, обладающих государственным суверенитетом; 3) замена военно- политического единства договорными отношениями.

Десталинизация – осуждение сталинизма во всех его проявлениях, процесс преодоления антидемократических тенденций и последствий сталинизма.

Диктатура пролетариата – власть рабочих в союзе с беднейшими слоями крестьянства, устанавливаемая в результате революции, необходимая для перехода к коммунистическому обществу; одно из основных положений марксизма-ленинизма.

Династия – ряд последовательно правящих монархов одного родства и наследования.

Диссидент – человек, не согласный с господствующими в данной стране взглядами. Диссидентство характерно для стран, в которых отсутствует гражданское общество.

Жалованная грамота городам – законодательный акт 1785 г., определявший основы городского самоуправления.

Жалованная грамота дворянству – законодательный акт 1785 г., дававший новые привилегии дворянам и освобождавший их от обязательной службы.

Западничество – идейное течение в русской общественной мысли 1840-1850 годов, подчеркивающее общность путей развития России и Западной Европы.

Застой, стагнация – замедление темпов или прекращение экономического развития страны в 1970-1980 годы, отставание от экономического развития Запада.

Земский собор – высшее сословно-представительное учреждение в России в сер. XVI – начале XVII вв., состоящий из представителей боярства, дворянства, церкви, городских слоев, свободных крестьян. Созывались царем, а в его отсутствие - митрополитом (патриархом) и боярской думой. Их появление связано объединением русских земель в единое государство, ослаблением власти князей и бояр, усилением политического значения дворянства, а также социальной напряженностью в обществе.

Идеология – система политических, правовых, нравственных, философских и др. принципов и идей, дающих гражданскую ценностную мотивацию для деятельности государства, общества, отдельных слоев и классов, а также граждан.

Империя – I) монархическое государство, глава которого носит титул императора; 2) государство, обладающее многочисленными колониальными владениями; 3) большая геополитическая общность («мир-империя» в определении Ф. Броделя и И. Валлерстайна), исторический способ преодоления мировой локальности, установления внутреннего мира и межрегиональных экономических и культурных связей, даже силой (А. В. Ремнев).

Индивидуализм – принцип поведения, в основе которого лежит признание приоритета личности, а не коллектива, признание ее абсолютных прав, свободы и независимости от общества и государства.

Индустриализация -- создание крупного машинного производства во всех отраслях народного хозяйства, прежде всего – в промышленности.

Ислам (мусульманство) – одна из мировых религий, возникших в Западной Аравии в нач. VII в. Вероучение изложено в Коране, содержание которого, по преданию, было сообщено в соответствии с божественной волей пророку Мухаммеду. Основной догмат Корана – безусловное единобожие (нет бога кроме Аллаха). Учение испытало влияние христианства, иудаизма и отчасти зороастризма. В нем различают два основных направления: суннизм и шиизм. Учение ислама считается универсальным (отвечающим на все вопросы), законченным и не подлежит никаким изменениям. В шариате (мусульманском праве) обрядность разработана до мельчайших подробностей.

Католицизм – одно из трех направлений в христианстве (православие, протестантизм), возник в связи с разделением христианской церкви на западную и восточную в ProductID="1054 г" w:st="on">1054 г. Источником вероучения является Библия в латинском переводе (Священное писание) и религиозную традицию (священное предание), в которой главное внимание уделяется решениям Пап и толкованию ими религиозных проблем. Основные догматы: «исхождение святого духа» от Бога-отца и Бога-сына, главенство римского Папы над всем христианским миром, его непогрешимость и проч. Особое внимание отводится церковной организации и дисциплине. В средние века духовная власть господствовала над светской, европейские короли получали власть из рук Папы римского. Реформация подорвала авторитет Римской церкви, но, тем не менее, и сегодня влияние католической церкви в ряде европейских стран достаточно велико.

Князь – вождь племени, с развитием феодализма - правитель государства на Руси. Старший ( главный из князей) назывался Великим князем, а остальные удельными князьями. С XVIII века - почетный наследственный и пожалованный дворянский титул. До 1547 г. титул Великого князя носили русские цари.

Коллегии – органы центрального управления, учрежденные Петром I вместо приказов.

Коллективизация сельского хозяйства – процесс объединения мелких единоличных крестьянских хозяйств в крупные коллективные путем производственной кооперации.

Комитет министров – высший административный орган России в 1802-1906 гг., в состав которого входили министры и главнокомандующие на правах министров.

Консерватизм – политическая идеология, в основе которой лежит признание традиций и порядка, особой роли государства в качестве фундаментальных и незыблемых основ всей общественной жизни.

Конституционализм – стремление к ограничению прав верховной власти законом, конституцией, которая должна определить устройство государства, права и обязанности всех слоев общества.

Конституционная монархия – форма правления, при которой власть монарха ограничена парламентом и законом.

Кормление – способ содержания должностных лиц за счет местного населения на Руси до сер. XVI века. В 1555-1556 гг. система кормлений была ликвидирована.

Коррупция   –   подкуп, продажность должностных лиц, государственных и общественных деятелей, чиновников.

Крепостное право – форма зависимости крестьян, прикрепление их к земле, подчинение административной и судебной власти феодала.

Ленд-лиз – существовавшая во время второй мировой войны система передачи Соединенными Штатами Америки взаймы и в аренду вооружения, боеприпасов, сырья, продовольствия, различных товаров, информации и услуг, необходимых для ведения войны, странам-союзницам по антигитлеровской коалиции.

Либерализация цен – предоставление полной свободы в формировании цен предприятиями, торгующими организациями.

Либерализм – политическая идеология, в основе которой лежит признание свободы индивида и естественных прав человека (на жизнь, на собственность, на безопасность и др.) в качестве фундаментальных и незыблемых основ всей общественной жизни.

Лига наций – всемирная международная организация, основанная в 1919 г. Была утверждена Парижским мирным конгрессом. Явилась одним из итогов первой мировой войны. Стала символом политического объединения Европы. СССР был ее членом в 1934–1939 гг.

Манифест – 1) закон издаваемый от лица, обладающего верховной властью; 2) обращение верховной государственной власти к населению.

Манифест 17 октября («Об усовершенствовании государственного порядка») – документ, подготовленный С.Ю. Витте и опубликованный от имени царя в 1905 г., который признавал Государственную Думу законодательным органом власти, предоставлял избирательные права и гражданские свободы (слова, собраний, совести, союзов).

Масонство – религиозно-этическое движение конца XVII века в Англии. Название заимствовано у средневековых цехов (братств) и у рыцарей мистических орденов. Они стремились создать всемирную организацию о целью объединения человечества в религиозно-братском союзе.

Менталитет (лат. mens, mentis — ум и alis — другие) — характерная для конкретной культуры (субкультуры) специфика психической жизни людей, детерминированная, в первую очередь, экономическими и политическими обстоятельствами и имеющая надсознательный характер. Менталитет характеризует психологические особенности больших общностей людей (этносов, наций, различных социальных слоев), живущих в определенный исторический период.

Меркантилизм – экономическая политика, которая предполагает активное вмешательство государства в хозяйственную жизнь, основана на преобладании вывоза товаров над ввозом, на поощрении развития отечественной промышленности, защите ее от иностранной конкуренции. Внедряется в России с XVIII в.

Местничество – система распределения служебных мест в России в XIV– XV вв. При назначении на государственную службу учитывались происхождение, знатность рода и личные заслуги. Отменено в 1682 г.

Методология – система существенных аспектов мировоззрения и теории (или ряда теорий), определяющих исследовательские принципы науки.

Методы – способ изучения закономерностей, инструмент познания.

Министериалитет – тип социальных связей недоговорного характера, основанный на отношениях подданства.

Министерства – учреждения центрального управления, введенные при Александре I вместо коллегий.

Мировой суд – низшая судебная инстанция для разбора мелких тяжб и проступков, введен судебной реформой 1864 г. Мировые судьи (несколько на уезд) избирались на уездных земских собраниях.

Модернизация – процесс перехода от традиционного(аграрного) общества к либеральному (индустриальному), основу которого составляет машинное производство, рыночная экономика, гражданское общество, правовое государство, либеральные ценности.

Монарх – единоличный глава государства.

Монетаризм – экономическое учение, основанное на представлении о том, что рыночная экономика способна к саморегулированию и поддержанию экономической стабильности.

Новое политическое мышление – политическая концепция внешнеполитического курса СССР, выдвинутая М. Горбачевым и предполагавшая замену классового подхода к политике подходом с позиций общечеловеческих ценностей.

Номенклатура – перечень наиболее важных должностей, назначение на которые и снятие осуществлялось в СССР партийными комитетами различных уровней - правящая элита в СССР.

НЭП – комплекс антикризисных экономических, политических, идеологических мероприятий, предпринятых большевиками в 1921–1927 гг., направленных на создание многоукладной социалистической экономики с элементами рыночного хозяйства и частной собственности при сохранении «командных высот» в руках советского государства.

Оброк – форма федеральной ренты, заключавшаяся в ежегодном сборе денег и продуктов с крепостных крестьян. Продуктовый оброк был отменен в 1861 г., а денежный – сохранился до 1883 г.

Общественно-экономическая формация – определенная ступень исторического развития,   со своеобразными   отличительными характеристиками.

Общество традиционное – исторический тип общества, система отношений между людьми в различных сферах жизнедеятельности, характеризующаяся следующими признаками: 1) доминирование аграрного хозяйства и натурального производства, основанного на ручном труде; 2) наличие общин и сословий; 3) преобладание авторитарных форм государственной власти; 4) господство передающихся из поколения в поколение социальных норм, обычаев, ценностей; 5) зависимость социальной жизни от мифологических   и религиозных представлений; 6) социоцентристский характер общества.

Октябрьская революция 1917 г. – насильственное свержение власти Временного правительства, переход от буржуазного к социалистическому строю.

Ополчение – военные формирования, создавшиеся во время войны из людей, не находящихся на военной службе.

Опричнина – система мероприятий, осуществляемых правительством Ивана Грозного в 1565–1572 гг., направленных на укрепление деспотического самодержавия в России.

Ортодоксальный – строго следующий исходным принципам.

«Оттепель» – период в отечественно истории (вторая половина 1950-х годов), связанная с осуждением культа личности Сталина, процессами десталинизации , ослаблением цензуры.

Парадигма (пример, образец) – 1) идеальная научная теория, теоретическая модель, в сравнении с которой анализируются реальные явления и процессы; 2) матрица,   включающая   наиболее   важные социальные, экономические, политические, духовные устои общества и определяющие его развитие в определенный исторический период.

Перестройка – политика советского руководства во главе с М. Горбачевым, призванная придать социализму   новый импульс, реформировать советское общество на основе гласности, плюрализма, ускорения социально-экономического развития.

Плюрализм – многообразие форм социальной, экономической, политической духовной жизни общества и их проявлений, существование которых связано с наличием индивидуализма, прав и свобод для граждан, многообразных политических интересов, которые находят выражение в многопартийности.

Политика «военного коммунизма» – внутренняя политика советского государства в годы гражданской войны и иностранной интервенции, связанная с попыткой перехода к коммунистическому производству и распределению путем уничтожения частной собственности (национализация промышленности),   осуществления централизованного управления экономикой, запрещения частной торговли, введения продразверстки, карточной системы снабжения населения, перехода ко всеобщей трудовой повинности и уравнительности в оплате труда.

Политическая партия – политическая организация, деятельность которой направлена на завоевание государственной власти на основе выработанных программы и устава.

Помещик – первоначально мелкий княжеский слуга, получивший за свою службу участок земли - поместье, которое с 1714 г. Стало собственностью помещиков.

Правовое государство –демократическое государство в котором обеспечивается приоритет права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации власти положен принцип разделения властей.

Православие – одно из главных направлений в христианстве (ортодоксальное христианство). Возникло с разделением в 345 г. Римской империи на Западную и Восточную (Византия). Окончательно как самостоятельная церковь сложилась в 1054 г. и постепенно разделилась на 15 самостоятельных (автокефальных) церквей. Особенности православия как системы духовных ценностей нашли отражение в самом названии восточной ветви христианства. Православие – «правильная» вера и церковь. В основу вероучения положены священное писание (Библия – Ветхий и Новый завет) и священное предание (постановления вселенских и поместных соборов, творения отцов церкви и проч.). В Символе Веры утверждается, что существует триединый Бог (Троица): Бог-отец (творец мира), Бог-сын (Иисус-Христос, почитаемый спасителем людей), Бог-дух святой (по православному вероучению дух святой исходит от Бога-отца). В 988 г. Древняя Русь приняла христианство в византийском варианте (православие). До сер. XV в. русская православная церковь входила в состав византийской на правах митрополии и подчинялась константинопольскому патриарху. В 1448 г. фактически стала самостоятельной (автокефальной). В 1589 г. В России утверждено патриаршество. Петр I отменил патриаршество и подчинил православную церковь специальному государственному органу – Святейшему Синоду. Синодальный период в истории русской православной церкви составляет 200 лет. Восстановлено патриаршество в 1917-1918 гг.

Протекционизм франц. protectionnisme, от лат. ptotectio — защита, покровительство), экономическая и правовая политика государства, направленная на поддержку и ограждение национальной экономики от иностранной   конкуренции; реализуется   посредством   финансового поощрения отечественной промышленности, стимулирования экспорта, ограничения импорта.

Приватизация – передача или продажа в частные руки части государственной собственности.

«Прогрессивный блок» – объединение фракций IV Госдумы и Госсовета, создан в августе 1915 г. на базе критики существующей власти и создания «правительства доверия» с целью выхода из политического и социально-экономического кризиса, с требованием расширения участия во власти.

Просвещенный абсолютизм – 1) эволюционный путь преодоления феодальных пережитков, способ укрепления монархии; 2) абсолютизм, прикрытый идеями достижения «всеобщего блага», развития просвещения и установления справедливых законов.

Протестантизм – третье (наряду с православием и католицизмом) направление в христианстве. Возник в период европейской Реформации в первой половине XVI в. и в настоящее время представляет совокупность самостоятельных   религиозных организаций, которые отличаются догматическими и проч. Особенностями: лютеранство, англиканство, кальвинизм, баптизм, методизм и др. Распространен главным образом в скандинавских странах, Германии, Швейцарии, Великобритании, США и некоторых других. Он освобождает людей от влияния религии и церкви в повседневной жизни, отвергает право церкви быть посредницей между богом и людьми, утверждая, что связь с богом может быть прямой. В протестантизме нет монашества, духовенство избирается мирянами, отсутствует противопоставление духовенства и мирян, упрощена обрядность. Протестантизм освободил людей от давления религии в практической жизни.   Религия стала личным делом человека, религиозное сознание сменилось светским мировоззрением. Именно это направление в христианстве считается наиболее адекватным западному образу жизни, системой духовных ценностей, которая соответствует демократическому рыночному обществу.

Радикализм – политическое течение, требующее решительных преобразований, реализации программ, направленных на коренное изменение всех сфер жизни общества.

Разделение властей – существование независимых друг от друга властей в государстве: законодательной (парламент), исполнительной (правительство), судебной.

Разрядка – внешнеполитический процесс, противоположный конфронтации, направленный на решение международных проблем путем переговоров, соглашений.

Раннефеодальная монархия – монархия, сочетающая элементы родового общества и формирующегося классового, феодального.

Реабилитация – восстановление в правах.

Революция – 1) (от позднелат. revolutio поворот, переворот, превращение, обращение) – глобальное качественное изменение в развитии природы, общества или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием; 2) качественные изменения в развитии общества, совершаемые в короткий срок, ведущие к переменам во всех сферах жизни и затрагивающие основы существующего строя; скачок в развитии.

Регулярное государство – государство с авторитарным политическим режимом, стремящееся регламентировать все общественно значимые сферы жизнедеятельности людей.

Ресталинизация – процесс возврата к сталинизму, реабилитации Сталина.

Реформа – система мероприятий, проводимых сверху государством, напрвленных на преобразование тех или иных сфер общественной жизни, при сохранении основ существующего строя.

Ротация – перемещение, сменяемость руководящих номенклатурных работников.

Секуляризация – обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую.

Славянофильство – идейное течение в русской общественной мысли 1840-1850 годов, обосновывавшее необходимость развития России по самобытному пути, отличному от западноевропейского.

Советы рабочих и солдатских депутатов – выборные политические организации, возникшие в ходе революции в феврале-марте 1917 г., на основе опыта Советов рабочих депутатов 1905 г., ставшие после октябрьской революции 1917 г. органами государственной власти.

Сословие – социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. В России во второй половине Х lang=EN-US font-family:"Times New Roman";mso-ansi-language: EN-US'>VIII века утвердилось сословное деление на дворянство, крестьянство, купечество, мещанство.

Сословно-представительная монархия – форма правления, при которой власть монарха ограничивалась представительными органами, выражающими интересы разных сословий.

Социализм – 1) общественно-политический строй, являющийся переходным этапом на пути построения коммунизма, согласно марксистско-ленинской теории; 2) мировая система, сложившаяся в ряде стран на основе административно-командной плановой экономики, общественной формы собственности на средства производства, коммунистической идеологии.

Теория официальной народности – правительственная концепция охранительного направления, выдвинутая министром просвещения С.С. Уваровым, суть ее сводилась к культивированию в общественном сознании триады: православие, самодержавие, народность, подчеркивающей возможность и необходимость единения власти и общества.

Толерантность – терпимость к чужому мнению.

Тоталитаризм (лат. – всеобщий, цельный) – одна из форм государственного устройства, характеризующаяся полным, всеобъемлющим (тотальным) контролем за гражданами во всех сферах жизни. Тоталитарным режимам свойственны огосударствление систем жизнеобеспечения, неограниченность законом полномочий властей, отсутствие каких-либо прав и свобод граждан, милитаризация общественной жизни, применение репрессий против инакомыслящих, против любых проявлений неподчинения, несогласия.

Третьеиюньская монархия – союз царя, дворян и крупной буржуазии, объединенных Госдумой, проводившей политику лавирования в период 1906–1916 гг.

Уложенная комиссия – собрание представителей всех сословий России, кроме крепостных крестьян, в эпоху просвещенного абсолютизма с целью выработки нового Закона.

Улус – 1) родоплеменные объединения, с определенной территорией, подвластные хану или вождю у народов Центральной и Средней Азии; 2) административно-территориальная часть Монгольской империи и Золотой Орды;  3) административно-территориальная единица в Российской империи (типа волости) у калмыков, бурят и якутов.

Учредительное собрание – парламентское учреждение, избранное большинством народа в ноябре 1917 г. с целью определения формы правления, распущенное большевиками как неконструктивное.

Фаворит – лицо, которое пользуется особой благосклонностью правителя, получающее от него различные привилегии и оказывающее влияние на взгляды, поведение, действия своего покровителя».

Централизованное государство – государство, в котором существуют законы, признаваемые повсеместно, и аппарат управления, обеспечивающий исполнение этих законов и реализующий политические решения, исходящие из центра.

Цивилизация – общественная макросистема, имеющая внутреннюю целостность и собственный, уникальный механизм жизнедеятельности. Факторами, определяющими сущность и своеобразие цивилизации, являются: географическая (или природная) среда; система ведения хозяйства (экономика); социальная организация; духовные ценности (религия или идеология, возведенная в ранг религии); политическая система, ментальность (менталитет) /Н.Я. Данилевский, А. Тойнби и др./.

Этатизм – признание государства высшей общественной ценностью, результатом и целью общественного развития.

Язычество – обозначение нетеистических религиозных верований, отражающих связь человека с космосом, с природой. Для язычества характерно многобожие (политеизм). В России из верований, относимых традиционно к языческим, наиболее распространен шаманизм (ханты, манси, тофалары, ненцы и др.). Название происходит от наименования служителей культа – шаманов, способных приводить себя публично в состояние религиозного экстаза и осуществлять непосредственную связь с духами, высшими силами.

Ясак – налог в Российском государстве, который взимался с народов Поволжья (XV1 - начало XVII в.}, Севера и Сибири. Сначала ясак платился пушниной, а с XVII века - деньгами.
1. Архипова, Т.Г. Современная организация государственных учреждений России: учебник [Текст] / Т.Г. Архипова, Е.П. Малышева. – М.: РГГУ, 2006.
2. Барсенков, А.С. Введение в современную российскую историю 1985 – 1991 гг.: курс лекций [Текст] / А.С. Барсенков. – М.: Аспект Пресс, 2002.
3. Барсенков, А.С. История России. 1938 – 2002 гг.: учебное пособие [Текст] / А.С. Барсенков, А.И. Вдовин. – М.: Аспект Пресс, 2003.
4. Барсенков, А.С. История России. 1917 – 2004 [Текст] / А.С. Барсенков, А.И. Вдовин. – М.: Аспект Пресс, 2005.
5. Бесов, А.Г. Отечественная история: учебное пособие для студентов вузов [Текст] / А.Г. Бесов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005.
6. Боффа, Дж. История Советского Союза [Текст]: в 2 т. / Дж. Боффа. – М.: Международные отношения, 1994.
7. Боффа, Дж. От СССР к России. История неоконченного кризиса 1964 – 1994 гг. [Текст] / Дж. Боффа. – М.: Международные отношения, 1996.
8. Верт, Н. История Советского государства. 1900 – 1991 гг. [Текст] / Н. Верт. – М.: ИНФРА. М.: Изд-во «Весь мир», 2002.
9. Горский, А.А. Москва и Орда [Текст] / А.А. Горский. – М.: Наука, 2003.
10. Гумилев, Л.Н. Древняя Русь и Великая степь [Текст] / Л.Н. Гумилев. – М.: Айрис-пресс, 2002.
11. Гумилев, Л.Н. От Руси к России [Текст] / Л.Н.Гумилев. – М.: АСТ:АСТ Москва, 2008.
12. Деревянко, А.П. История России: учебник [Текст] / А.П. Деревянко, Н.А Шабельникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009.
13. Зуев, М.Н. История России: учебник для вузов [Текст] / М.Н. Зуев. – М.: Приор, 2003.
14. Ионов, И.Н. Цивилизационное сознание и историческое знание: проблемы взаимодействия [Текст] / И.Н. Ионов. – М.: Наука, 2007.
15. История России: IХ – ХХI вв. От Рюрика до Путина: учебное пособие [Текст] – М.: ИКЦ «МарТ», 2007.
16. Историография истории России до 1917 г.: учебник для студ. высш. учеб. заведений [Текст]: в 2 т. – М.: ВЛАДОС, 2003.
17. История государственного управления России: учебник [Текст] – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
18. История политических партий России: учебник [Текст] – М.: Высшая школа, 1994.
19. Исаев, И.А История государства и права России: учебник [Текст] / И.А. Исаев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009.
20. История России в новейшее время (1945 – 2001): учебник для вузов [Текст] – М.: ООО «Агентство КРПА «Олимп»: «Издательство АСТ», 2001.
21. История России с древнейших времен до наших дней / А.Н.Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков / под ред. А.Н. Сахарова, 2008 – 2009.
22. История России с древнейших времен до конца ХХ в.: учебное пособие для студентов вузов [Текст] – М.: Дрофа, 2002.
23. История России ХХ – начала ХХI вв. [Текст] / под ред. А.В. Милова. – М.: Экспо, 2006.
24. История России (IХ – начало ХХI вв.): учебник [Текст] / под ред. А.Ю. Дворниченко и В.С. Изморика. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2005.
25. Кириллов, В.В. История России: учебное пособие [Текст] / В.В. Кириллов. – М.: Высшее образование, 2008.
26. Ключевский, В.О. Курс русской истории: сочинение в 9-ти томах [Текст] / В.О. Ключевский. – М.: Мысль, 1987 – 1990.
27. Кузьмин, А.Г. История России с древнейших времен до 1618 г.: учебник для студентов: в 2 кн. / А.Г. Кузьмин. – М.: ВЛАДОС, 2004.
28. Мунчаев, Ш.М. История России: учебник для вузов [Текст] / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: НОРМА, 2003.
29. Новейшая история Отечества. ХХ век: учебник для студентов высших учебных заведений: / А.Ф. Киселев [и др.] – М.: Гуманит, 2004.
30. Орлов, А.С. История России в схемах: учебное пособие [Текст] / А.С. Орлов, В.А. Георгиев [и др.] – М.: Проспект, 2009.
31. Орлов, А.С. Основы курса истории России: учебное пособие [Текст] / А.Ю. Полунов, Ю.А. Терещенко / под ред. А.С. Орлова. – М.: Простор, 2005.
32. Озерский, В.В. Правители России. История в портретах [Текст] / В.В. Озерский. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
33. Омельченко, Н.А. История государственного управления в России: учебник [Текст] / Н.А. Омельченко. – М: Проспект, 2005.
34. Парламентаризм в России: исторический опыт и перспективы: курс лекций [Текст] – Томск: dart, 2007.
35. Платонов, С.Ф. Лекции по русской истории: сочинение в 2-х т. [Текст] / С.Ф. Платонов. - СПб: Стройлеспечать, 1993.
36. Политические партии России: история и современность [Текст] – М.: РОССПЭН, 2000.
37. Россия в мировой истории: учебник для вузов [Текст] / под ред. В.С. Порохни. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Логос, 2003.
38. Россия в начале ХХ века [Текст] – М.: Новый хронограф, 2002.
39. Семенникова, Л.И. Отечественная история: учебник для студентов вузов неисторических специальностей / Л.И. Семенникова. – М.: КДУ, 2008.
40. Семенникова, Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизации «Отечественная история» / Л.И. Семенникова. – 6-е изд., перераб. – М.: КДУ, 2003.
41. Согрин, В. Политическая история современной России [Текст] / В. Согрин. – М.: Прогресс-Академия, 2001.
42. Троицкий, Н.А. Россия в ХIХ в.: курс лекций [Текст] / Н.А. Троицкий. – М.: Высшая школа, 2003.
43. Федоров, В.А. История России. 1861 – 1917: учебник для вузов [Текст] / В.А. Федоров. – 2-е изд., испр. – М.: Высшая школа, 2003.
44. Филиппов, А.В. Новейшая история России. 1945 – 2006 гг. [Текст] / А.В. Филиппов. – М.: Просвещение, 2007.
45. Фортунатов, В.В. Новейшая история России в лицах. 1917 – 2008 [Текст] / В.В. Фортунатов. – СПб.: Питер, 2009.
46. Шумилов, М.И. История России: конец ХIХ – начало ХХI века: учебное пособие [Текст] / М.И. Шумилов, М.М. Шумилов. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
Методология истории

Методы исторического познания

Киевская Русь: этапы развития

Особенности социально-политического и экономического развития Древней Руси

Образование Московского централизованного государства

Развитие Московского государства в XVI в. Иван IV

Роль ХХ века в мировой истории

Россия в конце XVI - начале XVII вв. «Смутное» время

Правление первых Романовых

Петр I и начало модернизации в России. Эпоха дворцовых переворотов

Политическое и социально-экономическое развитие страны в I четверти XIX в.

Россия в правлении Николая I

Этапы решения крестьянского вопроса в России в XIX в.

Общественные движения в России XIX в.

Формирование многопартийности в России. Деятельность I-IV Государственных дум

Россия в условиях I мировой войны и нарастания общенационального кризиса

Октябрьские события 1917 г. Приход большевиков к власти

Предпосылки нового политического и социально-экономического строя

Первые преобразования большевиков в политической и социально-экономической сферах

Новая экономическая политика (НЭП)

Образование СССР. Советская модель национально-государственного устройства

СССР во II мировой и Великой Отечественной войнах

Становление советской государственности. Социально-экономическая политика большевиков

СССР в условиях «холодной войны»

Общественно-политическое и социально-экономическое развитие СССР во второй половине 1950-х - середине 1960-х гг.

Основные тенденции мирового развития в XX в.

Перестройка. Распад СССР

Политическое развитие России в 1992г. - нач. XXI в.

Новая Россия в системе международных связей на рубеже XX - XXI вв.