Методические указания "Мировая экономика" - Тема VI. Социально-экономическое развитие и экономический рост в мировой экономике

Методические указания "Мировая экономика" - Тема VI. Социально-экономическое развитие и экономический рост в мировой экономике
Перейти на сайт obuhova-istu.ru

Главная

Введение

ГОС по курсу «Мировая экономика»

Тема I. Мировое хозяйство, теории мирового хозяйства

Тема II. Международные экономические отношения и международная торговля

Тема III. Международные валютно-финансовые отношения и миграция капитала, международный кредит. Роль ТНК в мировой экономике

Тема IV. Демографическое развитие и международная миграция трудовых ресурсов

Тема V. Международная интеграция. Международное экономическое сотрудничество

Тема VI. Социально-экономическое развитие и экономический рост в мировой экономике
Страны и регионы в мировой экономике

Спсиок рекомендуемой литературы по курсу

Список рекомендуемых Интернет-ресурсов по курсу

Примерный перечень экзаменационных вопросов

Задания контрольной работы

Глоссарий

Тесты по курсу: «Мировая экономика»
Валютные отношения в мировой экономике

Население и трудовые ресурсы I

Население и трудовые ресурсы II

Экономические свободные зоны

Свободные экономические зоны

Валютные рынки

Внешнеторговый баланс

Госсударственное регулирование внешней торговли

Иностранные инвестиции и их роль в развитии российской экономики

Классификация стран по уровню мирового развития

Международная торговля

Международное экономическое сотрудничество

Международные экономические организации

Международные экономические отношения

Международный кредит

Место России в мировом хозяйстве

Миграция рабочей силы

Мировая торговля как форма международных экономических отношений

Мировой рынок рабочей силы

Отраслевая структура мирового хозяйства

Понятие иностранной и националной валюты

Природно- ресурсный потенциал мирового хозяйства

Становление и сущность мирового хозяйства

Сущность и формы вывоза капитала

Тенденции развития мирового хозяйства

Транснациональные корпорации

Ценообразование в мировой торговле

Экономичемкие аспекты глобальных проблем

Цель:

Определить какие причины и тенденции мирового экономического развития мировой экономики влияют на экономический рост. 


Вопросы к семинару

  1. Теории развития. Эволюция мирового хозяйства и стадии эволюции. Цикличность экономического развития мирового хозяйства.

  2. Понятие экономического роста. Факторы и типы экономического роста в мировой экономике.

  3. Влияние научно-технического прогресса на экономический рост. Милитаризация экономики и экономический рост в мировом хозяйстве.

  4. Новое качество экономического роста в мировом хозяйстве. Международная инновационная деятельность

  5. Международный научно-технический обмен его объекты и субъекты; Международный лизинг; Международный обмен патентами и лицензиями; Международный франчайзинг; Международный инжиниринг

Литература

  1. Богомолов О.Т. Мировая экономика в век глобализации/учебник. - М.,2007, л.8.

  2. Гоффе Н. Социальная составляющая экономического развития: региональный аспект // МЭ и МО. – 2006. - №6.

  3. Гурова И. П. Мировая экономика: Учебник для студентов вузов. 2-е изд., - М. 2008, Разд.1,гл.3.

  4. Киреев А. Международная экономика. В 2 ч. - М, 2005- Ч.1 Гл. 9, п. 4.

  5. Ломакин В.К. Мировая экономика. - М.:Финансы.- 2004.

  6. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / Под ред.Л.Н. Красавиной.-М., 2001.

  7. Мировая экономика / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юрист, 2001. - Гл.1. - С. 29-30, 31-37, С. 51-63. Гл. 2. - С. 65-74. Гл. 3 - С. 75-108.

  8. Надель С. Социальные факторы экономического роста // МЭ и МО. – 2006. - №5.

  9. Рыбалкин В. Е. Международные экономические отношения/Учебник для студентов вузов. - М.,2008,р1,гл.2,4.

  10. Шишков Ю. Демографический переход и экономический рост // МЭ и МО. – 2005. - №8.

  11. Щербанин Ю.А. Мировая экономика: учебник для студентов вузов. 2-е изд. - М. 2007, Разд. 2. Гл.5-10.


Методические указания

Сущность научно-технического потенциала неразрывно связано с выяснением содержания следующих понятий: факторы роста, наука, научно-технический прогресс, научно-техническая революция, фундаментальная и прикладная наука. Однако, не во всех учебниках по мировой экономике эти понятия рассматриваются. Поэтому представляется целесообразным вкратце остановиться на них. В самом общем виде наука представляет собой высокоорганизованную и высокоспециализированную сферу деятельности человека по производству знаний о природе, обществе, о самом человеке с целью познания и преобразования мира. На основе научных исследований появляются новые знания. Научные исследования, в свою очередь, подразделяются на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные исследования — это исследования, открывающие новые явления и закономерности; исследование того, что лежит в природе вещей, явлений, событий. Прикладные исследования ставят задачу решения определенной технической проблемы, обычно в непосредственной связи с материальными интересами общества. Вместе с тем производство знаний в обществе не самодостаточно, оно необходимо для поддержания и развития жизнедеятельности человека. С середины ХХ в. начинается революционное развитие НТП: научно техническая революция (НТР) — коренное качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор производства. Именно наука в последнее время все больше стала определять темпы и пропорции производства, углубление международного разделения труда, отраслевую структуру национальных хозяйств и мирового хозяйства, конкурентоспособность товаров и услуг, новое качество и структуру потребления и т. д. НТР предъявляет возрастающие требования к уровню образования, квалификации, культуры, организованности, ответственности работников. При этом важно вспомнить, какие крупнейшие научные открытия привели к перерастанию научно-технического прогресса в НТР. Затем можно перейти к выяснению сущности научно-технического потенциала. При этом надо показать критерии оценки научно-технического потенциала. С указанным понятием тесно связано понятие информационного потенциала. Выясните, что общее и особенное в этих понятиях. Ваши положения подтвердите примерами.

В развитых странах государство создает благоприятные условия для инновационной деятельности частнопредпринимательского сектора, используя разнообразные меры: включение затрат на НИОКР частного сектора в себестоимость продукции; списание значительной части научного оборудования по ускоренным нор мам амортизации; применение системы адресных налоговых льгот; льготное кредитование научно-технических разработок и долевое финансирование больших проектов; безвозмездная передача либо предоставление на льготных условиях госимущества или земли для организации инновационных предприятий, а так же для создания научной инфраструктуры в регионах. Все развитые страны и НИС в последнее время проводят политику налогового стимулирования науки.

Воздействие научного потенциала на экономический рост. Одним из показателей, свидетельствующим о взаимосвязи и взаимозависимости между научно-техническим потенциалом и экономическим ростом, является повышение наукоемкости производства отношение расходов на НИОКР к объему продаж фирмы. Важное значение в воздействии научного потенциала на экономический рост имеет механизм взаимосвязи науки и производства. Ускорение НТП вызывает заинтересованность в сотрудничестве научных учреждений и промышленных предприятий. В свою очередь университеты побуждаются к сотрудничеству с частными компаниями не только возможностью получения прибыли от коммерциализации результатов проводимых ими научно-исследовательских работ, но и необходимостью поиска дополнительных источников финансирования фундаментальных исследований и наиболее благоприятных возможностей трудоустройства своих выпускников. Расширяется использование таких форм сотрудничества как консультирование, обмен кадрами, субсидии и контракты на исследования и т. д.

Во многих случаях сотрудничество университетов и промышленности осуществляется в рамках научных парков или технопарков — территориальных научно промышленных комплексов. Научные парки можно условно отнести к трем моделям американской (США, Великобритания), японской (Япония), смешанной (Франция). Американская модель. В США и Великобритании выделяются три типа научных парков: 1) научные парки в узком смысле слова; 2) исследовательские парки, отличающиеся от первых тем, что в их рамках новшества разрабатываются только до стадии технического прототипа; 3) инкубаторы, в рамках которых университеты «дают приют» вновь возникающим компаниям, предоставляя им за относительно умеренную арендную плату землю, помещения, доступ к лабораторному оборудованию и услугам.

Японская модель научных парков в отличие от американской предполагает строительство совершенно новых городов — так называемых технополисов, сосредоточивающих научные исследования в передовых пионерных отраслях и наукоемкое промышленное производство. Все технополисы должны удовлетворять следующим критериям: быть расположенными не далее чем в 30-ти минутах езды от своих «городов-родителей»; занимать площадь меньшую или равную 500 квадратным милям; иметь сбалансированный набор современных научно-промышленных комплексов, университетов и исследовательских институтов в сочетании с удобными для жизни районами, оснащенной культурной и рекреационной инфраструктурой; быть расположенными в живописных районах и гармонировать с местными традициями и природными условиями. Примером смешанной модели научных парков, ориентированной и на японскую и на американскую, могут служить научные парки Франции. Крупнейший из них «София Антиполис» (расположен на Ривьере, на площади свыше 2000 га; максимально предусмотренное число занятых - около 6 тыс. человек).