Методические указания "Мировая экономика"

Методические указания "Мировая экономика"
Перейти на сайт obuhova-istu.ru

Главная

Введение

ГОС по курсу «Мировая экономика»

Тема I. Мировое хозяйство, теории мирового хозяйства

Тема II. Международные экономические отношения и международная торговля

Тема III. Международные валютно-финансовые отношения и миграция капитала, международный кредит. Роль ТНК в мировой экономике

Тема IV. Демографическое развитие и международная миграция трудовых ресурсов

Тема V. Международная интеграция. Международное экономическое сотрудничество

Тема VI. Социально-экономическое развитие и экономический рост в мировой экономике
Страны и регионы в мировой экономике

Спсиок рекомендуемой литературы по курсу

Список рекомендуемых Интернет-ресурсов по курсу

Примерный перечень экзаменационных вопросов

Задания контрольной работы

Глоссарий

Тесты по курсу: «Мировая экономика»
Валютные отношения в мировой экономике

Население и трудовые ресурсы I

Население и трудовые ресурсы II

Экономические свободные зоны

Свободные экономические зоны

Валютные рынки

Внешнеторговый баланс

Госсударственное регулирование внешней торговли

Иностранные инвестиции и их роль в развитии российской экономики

Классификация стран по уровню мирового развития

Международная торговля

Международное экономическое сотрудничество

Международные экономические организации

Международные экономические отношения

Международный кредит

Место России в мировом хозяйстве

Миграция рабочей силы

Мировая торговля как форма международных экономических отношений

Мировой рынок рабочей силы

Отраслевая структура мирового хозяйства

Понятие иностранной и националной валюты

Природно- ресурсный потенциал мирового хозяйства

Становление и сущность мирового хозяйства

Сущность и формы вывоза капитала

Тенденции развития мирового хозяйства

Транснациональные корпорации

Ценообразование в мировой торговле

Экономичемкие аспекты глобальных проблем

Курс «Мировая экономика» относится к специальным дисциплинам, предусмотренными Государственным образовательным стандартом и учебными планами для студентов экономических специальностей. Мировая экономика как учебный предмет представляет собой систему, соединяющую в себе воедино теоретическое и практическое начала и основана на знаниях таких предметов как «Основы экономической теории», «История экономики» и др.

В современных условиях предмет «Мировая экономика» приобретает новое содержание – речь идет не только о более развитом по сравнению с предыдущей эпохой мировом хозяйстве капиталистического типа. Для форм его организации и механизмов функционирования свойственны в настоящее время не только невиданное рыночное многообразие, но и существенно возросший социальный компонент, усиливаемый неизбежной государственной политикой по обеспечению национальных интересов и национальной экономической безопасности.

Учебно-методическая работа, связанная с изучением «Мировой экономики» должна быть построена исходя из того, что мировая экономика представляет собой управляемую хозяйственную систему. В этих условиях учебный курс данной дисциплины – это практическое изучение путей и методов развития рыночной экономики в историческом плане и с выходом на определение возможных перспектив, в том числе альтернативного характера. «Мировая экономика», таким образом – это не абстрактная экономическая теория и ее использование в науке и практике предполагает овладение искусством и наукой управления рыночными процессами на разных уровнях – и общественном и хозяйственном. Некоторые формулировки и даже конечные выводы, содержащиеся в теории мировой экономики, не являются истиной в последней инстанции. К тому же целый ряд положений этой теории, вообще, – проблематичен и сложен. Например, с какого исторического уровня можно говорить о существовании «Мировой экономики»? Со стадии капиталистического хозяйства или с уровня более ранней предыстории? Что включает в себя «Мировая экономика»: действующие в одной плоскости хозяйствующие субъекты или необходима определенная субординация по вертикали между этими субъектами? Студент должен пытаться войти в обсуждение этих и других спорных проблем.

Потребность в новом подходе к преподаванию курса «Мировая экономика» проявляется в необходимости сочетать общеобразовательные цели с задачами динамичного развития человеческого потенциала. Другими словами, есть императивное требование сочетать общую теорию с задачами профессиональной подготовки в новых рыночных условиях по широкому кругу предметов.

Воспитательная функция в процессе изучения предмета «Мировая экономика» заключается в создании у учащихся правильного представления о национальных интересах нашей страны, о ее экономической безопасности.

Прямое воздействие бытующих в обществе политических пристрастий и идеологических установок, безусловно, усложняют решение данной задачи. Вопреки предположениям о необходимости «деидеологизации» теории и практики управления общественными процессами, действительность свидетельствует совсем об ином, тем более, когда реальные проблемы достигают «пороговых значений», угрожающих национальной безопасности. К тому же идеологическим стандартам также свойственна своя эволюция, своя трактовка национальной идеи, предполагающая также учет факторов культуры, религии, национальных традиций и т. п. Не все «общепризнанные модели» оказываются в состоянии помочь решению национальных задач как экономического, так и социального характера. Исторические условия России в корне отличаются от аналогичных условий, в которых формировалась модель рыночной экономики в странах Запада. Следует заметить, что учебников по предметам общественно-политического характера («Мировая экономика» - один из таких предметов), пригодных для всех времен и народов не существует. Каждой стране и присущим ей условиям характерна своя специфика. Общемировые процессы и прежде всего глобализация проявляют себя в различных условиях по-разному.

Изучение дисциплины преследует следующие цели:

- сформировать комплекс знаний о мировой экономике как
о целостной системе, включающей экономики всех стран мирового сообщества, связанные между собой совокупностью международных экономических отношений;

- выявить характерные черты и особенности различных компонентов мировой экономики;

- проследить факторы, влияющие на успешное осуществление экономической политики или, наоборот, блокирующие ее реализацию и ведущие к кризисам, безработице, ухудшению социально-экономического положения населения.

Основной акцент при этом делается на раскрытии экономических, финансовых, административно-организационных и про­чих инструментов, способствующих росту экономики, прогрессивным изменениям в народном хозяйстве, повышению производительности труда.

В процессе изучения этой дисциплины студенты должны:

- уметь анализировать современное состояние мировой экономики, экономики отдельных стран;

- давать сравнительную характеристику состояния ресурсов мировой экономики в разрезе стран и регионов;

- уметь отслеживать и использовать современную информацию при характеристике экономики стран и регионов;

- иметь навыки оперативной работы со справочными изданиями, газетами, журналами, с данными из сети «Интернет».

В данном учебно-методическом пособии приводятся планы семинарских занятий со списками прилагаемой литературы. Даются методические рекомендации по подготовке к занятию с целью помочь студентам сориентироваться в учебном материале. Содержится перечень примерных экзаменационных вопросов, а так же тестовые материалы. Немаловажную роль играет проведение тестовых испытаний. Не стоит сводить решения тестов лишь к угадыванию правильных ответов. Каждый вариант ответа на тот или иной тест должен публично разбираться с привлечением нескольких оппонентов.

Учебно-методическое пособие разработано в соответствии с требованиями Госстандарта для студентов экономических специальностей РГУ (кроме специальности «Мировая экономика»).